В ближайшие годы хороших дорог в России, скорее всего, не будет. Правительство резко урезало финансирование отрасли, в результате чего подрядчики получат втрое меньше денег на ремонт автотрасс, чем предполагалось ранее. При этом речь хоть и идет о запредельных суммах, на нормальные дороги их не хватит. В частности, федеральным трассам в следующем году из бюджета достанется 56,8 миллиарда рублей, в то время как отрасль по самым скромным подсчетам нуждается в куда более серьезных деньгах.
Это поняли и чиновники из Министерства транспорта. По мнению главы ведомства Игоря Левитина, при таком бюджете Минтрансу в следующем году придется вовсе отказаться от строительства новых дорог, а одобренных правительством миллиардов не хватит даже для планового ямочного ремонта, не говоря уже о капитальном. Всего же, по оценкам Минтранса, дорожной отрасли требуется как минимум 193,5 миллиарда рублей, но чиновники готовы пойти на компромисс.
«Мы будем просить правительство выйти на цифру в 100 миллиардов рублей, даже если придется отказаться от строительства новых дорог», – заявил Игорь Левитин.
Спор Минтранса с правительством о деньгах ведется уже давно. Казалось бы, совсем недавно было принято решение о выделении дорожному хозяйству нескольких триллионов рублей в рамках целевой программы, но кризис заставил правительство пересмотреть статьи расходов. Минтранс, в свою очередь, настаивал на развитии сети платных автодорог.
Однако дорожникам пока придется отказаться от реализации нескольких амбициозных проектов. В частности, от строительства ряда магистралей, которые должны были протянуться через всю страну.
По мнению экономиста Андрея Потапова, корень всех дорожных проблем заключается в том, что чиновники никак не могут определиться, кто и сколько должен платить: «На мой взгляд, подходить к решению этих вопросов надо комплексно. Дороги должны строиться не только благодаря налоговым отчислениям, которых явно недостаточно, но и с помощью инвесторов. На сегодняшний же день инвестировать средства в строительство дорог – все равно что бросать их на ветер».
Так и есть: именно сметы на строительство трасс отпугнули практически всех инвесторов, которые могли бы вложить деньги в проект платных автодорог. Нерентабельность проекта выявилась простым сравнением плюсов и минусов.
Выходит, что страна опять не получит решения дорожной проблемы? В ближайшие годы, вероятнее всего, так и будет. Несмотря на то, что содержание федеральных трасс обходится относительно дешево (по разным оценкам, от одного до полутора миллиардов рублей в год), эти трассы необходимо ремонтировать, благоустраивать и, в конце концов, строить дальше. Тем не менее можно надеяться, что через пару лет российским дорогам «повезет» куда больше: в частности, в 2012 году правительство планирует выделить 124,8 миллиарда рублей на ремонт и строительство трасс, а еще через год – увеличить финансирование отрасли до 188 миллиардов.