Курсантам автошкол в скором времени придется проводить за партами намного больше времени, чем предусмотрено нынешней программой подготовки водителей. Изменения ожидают «медицинскую» часть учебного расписания: по плану, количество часов, выделенных для обучения навыкам оказания первой помощи, должно увеличиться в три раза. Соответствующий приказ, подготовленный совместными усилиями двух федеральных ведомств – Минобразования и Минздравсоцразвития, – предполагает, что вместо 25-ти часов начинающие водители будут постигать науку спасения жизней целых 72 часа. Судьба вопроса уже практически решена, в настоящее время документ проходит последние согласования перед вступлением в силу.
«Этот приказ уже проработан и находится на регистрации в Министерстве юстиции, – цитируют «РИА Новости» слова директора департамента медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ Ольги Кривонос. – Как только он будет зарегистрирован и опубликован в «Российской газете», приказ вступит в силу».
О необходимости обучения автомобилистов правилам оказания первой помощи говорилось еще два года назад, да и до этого предпринимались попытки снизить количество жертв ДТП с помощью самих автомобилистов. Однако дело тогда ограничилось только разговорами: сошлись на том, что сотрудники ГИБДД, приезжающие на место аварии, в первую очередь должны спасти людей, а потом уже производить свои замеры. Между тем, по статистике, в России смертность в результате ДТП находится на третьем месте, уступая лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. В прошлом году, к примеру, в авариях погибло более 26 тысяч человек, еще около 300 тысяч получили травмы.
Конечно, людей спасать необходимо. И куда лучше, если оказать помощь сумеет каждый автомобилист. Но есть одна небольшая загвоздка: по иронии судьбы, именно сегодня вступают в силу новые требования к комплектации автомобильных аптечек, в которых, напомним, не будет ни единого лекарственного препарата, только бинты и пластыри.
Что характерно, эта инициатива исходила из одних и тех же кабинетов Минздравсоцразвития, с одной лишь разницей: необходимость убрать все таблетки из автомобильных аптечек чиновники объяснили тем, что медицинская помощь должна оказываться квалифицированными специалистами, а бездумное использование таблеток, мол, может нанести непоправимый вред пострадавшему. Сомнительно, что по новой программе курсанты будут все 72 часа обучаться накладывать повязки и клеить пластырь. Мало того, такие нововведения неизбежно приведут к удорожанию обучения в автошколе.
«На мой взгляд, в новом учебном плане есть лишние моменты, – говорит генеральный директор Центра высшего водительского мастерства РБ Марат Шафиков. – Некоторые моменты курсантам совсем необязательно детально изучать. Все это не может не отразиться на стоимости обучения, поскольку автошколам потребуются деньги на дополнительную оплату труда преподавателей и закупку оборудования и манекенов. По самым скромным подсчетам, курс обучения в автошколе подорожает на полторы-две тысячи рублей как минимум».
Так или иначе, эти навыки лишними быть не могут: умение оказать первую помощь еще никому не навредило в отличие от неумелых действий «добровольных спасателей».