На днях Госдума категорически отвергла поправки в Уголовный кодекс, подготовленные Министерством транспорта. Ведомство предлагало ввести уголовное наказание за перекрытие автомобильных и железных дорог. По мнению чиновников, в стране участились случаи незаконного вмешательства в работу транспорта, в том числе террористической направленности. Соответственно, виновных недостаточно просто штрафовать – меры должны быть ужесточены путем внесения соответствующих изменений в статью 267 УК РФ («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»). Точнее, закон необходимо поправить так, чтобы порча этих самых путей не имела особой важности. Но обратная сторона медали подразумевала бы, что нарушителями стали бы участники автопробегов или протестных акций.
Другими словами, в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте» была бы предусмотрена уголовная ответственность за блокирование трасс и за «разрушение, повреждение или любое приведение в негодность любых составляющих транспортной инфраструктуры». В частности, такое наказание ожидало бы уфимских пенсионеров, в прошлом году перекрывших проспект Октября на несколько часов. Сейчас же за участие в таких акциях (то есть если трассу заняли, но не испортили) наказание предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях: виновные могут отделаться штрафом в размере 2500 рублей или отправиться под арест на 15 суток.
«Практика показывает, что получить 15 суток ареста можно и практически без повода, – говорит автомобилист Салават Кабиров. – Для этого не обязательно куда-то ехать и что-то перекрывать. Достаточно просто забыть оплатить сторублевый штраф».
Действительно, одно из взысканий, предусмотренных за просроченный штраф, – как раз арест. С начала года 267 жителей Башкирии уже получили такие приговоры, а в настоящее время ГИБДД обращает пристальное внимание на наличие «долгов».
Правозащитники не преминули пожаловаться, что инициатива Минтранса не что иное, как репрессивная мера. Мол, за выражение гражданской позиции неизменно последует расправа. Под удар попали бы и представители «Общества синих ведерок» – те самые, кто свою позицию к привилегированным автомобилистам выражает установкой пластикового ведра на крышу собственной машины. Казалось бы, протестуют они молча и никому не мешают, однако под удар попали бы именно они.
Но совершенно неожиданно за них вступился глава ГИБДД Виктор Кирьянов, заявивший, что у инспекторов не может быть оснований останавливать «синеведерочников». В ходе обсуждения поддержанный правительством законопроект забраковали депутаты Госдумы: по их мнению, с такими поправками «можно сажать любого, кто вышел на дорогу».
Тем не менее, некоторые изменения в закон все же были внесены. По словам первого зампреда Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, в статье 267 УК РФ оставили «квалифицирующий признак». В частности, был установлен новый порог крупного ущерба, нанесенного дорожной инфраструктуре. Вместо предложенных 500 тысяч рублей законодательно была установлена новая планка – один миллион. Отныне за ущерб, превышающий эту сумму, будет вестись уголовное преследование виновных.
Тем временем протестующим готовят удар с другой стороны. Сейчас в Госдуме рассматривается другой законопроект, приравнивающий автопробеги к митингам и шествиям. Если поправки будут приняты, то автовладельцам, прежде чем выехать на протестный автопробег, придется уведомлять власти об акции и ждать разрешения.
Тем не менее, в Уфе автомобилисты редко собираются на подобные мероприятия. Последняя акция прошла еще зимой, когда около 300 человек требовали реформы ГИБДД и протестовали против привилегий на дорогах.
В любом случае, совсем скоро автомобилисты уже не смогут просто выехать на дороги и выразить свою точку зрения.
Фото: Фото с сайта Nr2.ru