Одна из наиболее острых проблем в Уфе – узкие улицы. Особенно это заметно в историческом центре города: большинство дорог закладывалось еще в позапрошлом столетии, когда никто не мог предугадать, к чему это приведет в начале XXI века. Одна, ну в лучшем случае две полосы в каждую сторону и не утихающее ни на секунду движение – вот краткое, но точное описание столичного центра. В бесконечных пробках вынуждены стоять и простые автолюбители, и пассажиры общественного транспорта, а нередко даже машины экстренных служб застревают в плотном потоке.
При этом в южной части города каждый квадратный метр свободной земли стоит на особом учете. Дома, как правило, расположены почти вплотную к проезжей части, иногда от дороги их отделяют деревья, заботливо посаженные десятки лет назад.
Вместе с тем эксперты утверждают: еще несколько лет – и проблема пробок станет уже необратимой. Поэтому расширение улиц там, где это возможно, началось уже сейчас.
В историческом центре расширение ожидает улицы Цюрупы и Коммунистическую. Здесь уже вовсю кипят работы: вырублены мешающие строительству деревья, завезен гравий, своего часа ждут асфальтоукладчики и катки. За остальные дороги пока никто не взялся: мало того, в этом году подобные работы вряд ли будут проведены на улицах Достоевского, Кирова и Ленина. Последняя, пожалуй, больше других нуждается в расширении.
На Коммунистической уже сейчас вырублены практически все деревья по обе стороны на промежутке от Карла Маркса до Ленина. Вскоре эта улица станет шире на 10 метров, а рядом расположится автопарковка на 80 машиномест. К слову, основная причина того, что дорожники взялись именно за Коммунистическую, заключается даже не в пробках, а в огромном скоплении паркующихся машин: здесь оставляют свои авто и студенты, и посетители «Гостиного двора», и клиенты десятков заведений, расположенных поблизости. А чтобы обочины впредь были свободны, в проект расширения Коммунистической заложено строительство «карманов», где смогут разместиться порядка 50 автомобилей.
Разумеется, к вырубке деревьев уфимцы отнеслись в основном настороженно, а кто и вовсе воспринял это в штыки.
«Конечно, недовольных много, – говорит инспектор полка ДПС ГИБДД при УВД Уфы, дежурящий на строящемся участке и вынужденный постоянно выслушивать негодование прохожих. – Не все, конечно, но один из десяти обязательно подойдет и выскажет все, что думает».
Центр Уфы теряет свой привычный вид, и претензии горожан вполне можно понять.
«Я всю свою сознательную жизнь хожу по этой улице, поскольку живу и работаю в этой части города, а теперь Коммунистическая потеряла свой привычный вид, –
рассказывает редактор сайта 102banka.ru Альбина Нигматзянова. – Я понимаю, что вырубка деревьев прошла в соответствии с планами мэрии по расширению улицы. Но у нас и так немного мест, да их практически нет, для пешеходных прогулок, например. В Москве есть Новый и Старый Арбат, в Казани и Челябинске тоже организованы пешеходные улицы. А в нашем городе все больше и больше пространства завоевывают машины, несмотря на обещание сделать что-то наподобие Арбата на улице Мустая Карима. Неуютно стало в центре».
Впрочем, в Управлении коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы обещают после завершения работ восстановить «зеленый фонд» города за счет посадки молодых деревьев. К слову, при Управлении есть целая инспекция, которая следит за тем, чтобы город оставался зеленым.
«Всего будет вырублено 73 дерева, – говорит заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы Николай Соловьев. – Все это будет компенсировано: к примеру, на Коммунистической, где вырубили около 30 деревьев, уже сейчас началась посадка новых. Только на этом участке мы высадим около 50 саженцев. На улице Цюрупы снесенные деревья были признаны аварийными, их также будем заменять на новые. Кстати, с начала весны в Уфе уже посажено порядка шести тысяч деревьев, к зиме надеемся увеличить это количество до 20 тысяч. Сажать будем так называемые «крупномеры» – взрослые
деревья. Приживаемость у них составляет порядка 95%, поэтому мы уверены, что неудобства продлятся недолго».
Началось строительство и в других частях города. В частности, началась подготовка к расширению улицы Округа Галле на участке от проспекта Октября до Южного автовокзала. Этот участок был выбран не случайно: Галле ведет к выезду на федеральную трассу М7, и здесь постоянно пробки из фур и маршруток. Техника уже стоит, деревья вырублены. Здесь, как и на Коммунистической, дорога расширится на две полосы.
Еще на одной улице – Комсомольской – место для дополнительных полос уже расчищено и выровнено. В первую очередь эту дорогу расширят на небольшом участке от Южного проезда до улицы Лесотехникума, после чего работы продолжатся на самой улице Лесотехникума до перекрестка с улицей Менделеева.
Запланированные работы должны завершиться к 1 августа.
«Все зависит от финансирования, – говорит Николай Соловьев. – Мы хотим расширить улицу 50-летия Октября от Аграрного университета до Центрального рынка, продолжить расширение улицы Галле вплоть до Затонского моста, но пока неизвестно, будут ли эти планы претворены в жизнь».
Разговоры о том, что уфимские улицы не в состоянии справиться с потоком автомобилей, ведутся давно. С каждым годом ситуация только ухудшается. И будем надеяться, что такие радикальные методы все же принесут желаемые результаты.
Фото: Фото автора, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО