В ближайшем будущем нас снова ожидает рост цен на автомобили. На этот раз его спровоцировал дорожающий металл. АвтоВАЗ, КАМАЗ, Sollers и «Группа ГАЗ» уже получили уведомления от поставщиков о повышении стоимости металла с 1 июля 2010 года до 30%. Автопроизводители уже обратились в Минпромторг с этой информацией, поскольку считают, что вся поддержка министерства пойдет насмарку, если грядет новый скачок цен.
По данным агентства Reuters, на прошлой неделе директора по закупкам российских автозаводов провели встречу, чтобы определиться с дальнейшей стратегией. Они рассчитывают договориться с поставщиками об увеличении цены хотя бы на 10-15%, поскольку более половины себестоимости автомобилей – это именно металл. Если подорожает сырье, вслед за ним вырастут в цене и отечественные машины.
Между тем, аналитики Автостата опубликовали весьма занимательную тенденцию последних месяцев к стабильному изменению ценника на автомобили. Естественно цифры выросли.
Например, в начале марта ВАЗовская «классика» минимально оценивалась в 158-160 тысяч рублей (Lada-2105), сейчас меньше чем за 180-190 тысяч эту модель не найдешь. «Семерки», стоившие в марте 168-170 тысяч, теперь оцениваются дилерами в 195-205 тысяч. Наиболее ощутимо подорожала «Нива» (Lada 4x4). Если в марте за нее просили порядка 260 тысяч рублей, теперь она обойдется в среднем в 310 тысяч.
Как дорожают автомобили Lada (данные агентства «Автостат»)
Возникает вопрос: какой толк от программы утилизации? Если фактическая скидка по ней 47 тысяч, а удорожание той же «Нивы» произошло на 50 тысяч, то покупатели вообще оказываются в минусе. Даже «пятерки», которые расхватали, как горячие пирожки, стали дороже тысяч на 20, а значит, скидка тоже уменьшилась почти в два раза. Не проще ли было просто перепродать машину и получить за нее 20-25 тысяч на руки без ожиданий и волокиты.
Как мы узнали ранее, пока дилеры не получили ни копейки возмещений от государства. Но если некоторые из них, предвидя эту проблему, сразу отказались от участия, то активные в этом смысле автоцентры начали накручивать цены самостоятельно: надо же брать откуда-то средства на скидки.
В Уфе ценник на «классику» остановился пока на отметке 180 тысяч рублей за «пятерку» и 190 тысяч – за седьмую модель. В дилерском центре комментировать удорожание отказались, но заметили, что ценовую планку устанавливает производитель, и дилерам остается лишь ей соответствовать. Тем не менее, на эти автомобили при любой цене спрос будет традиционно высоким – спасибо программе утилизации.
В Автостате прямо говорят об исключительно дилерских накрутках: «Розничные цены на автомобили Lada дилеры поднимают самостоятельно. В условиях сложившегося дефицита машин и ажиотажного спроса на многие модели и модификации, вполне понятно желание дилеров заработать как можно больше», – считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Между тем АвтоВАЗ с 15 мая снова повысил цены на модельный ряд. Конечно, средний рост не превысил 2% (3-5 тысяч рублей), но традиция завода поднимать собственные отпускные цены стабильно и понемножку не находит положительных отзывов. Качество лучше не становится, а клиентам приходится год от года переплачивать за одну и ту же машину все больше и больше.
АвтоВАЗ в свою очередь ссылается на удорожание комплектующих и, конечно, на металл. Странно то, что цены на сырье для автопроизводителей обещают увеличить с 1 июля, а плановое повышение стоимости машин уже произошло. Складывается впечатление, что на заводе уже начали работать впрок.
Мы попытались привязать это к существующей инфляции, но выяснили, что она низка, как никогда, – апрельский показатель в 0,3% побил минимальный рекорд за последние 12 лет. То есть официальная инфляция сокращается, а цены ползут и ползут вверх.
Конечно, все это печально. Миллиардные вливания в поддержку АвтоВАЗа опять рассеются впустую. Кто будет покупать машины под 400 тысяч («Приора» почти дотянула), если даже при их прежней стоимости говорили о несоответствии качества и цены? Надо ли говорить, что некоторые иномарки гольф-класса, к примеру, Chevrolet Lacetti, стоят лишь чуть-чуть дороже. Да и от «классики» почти за 200 тысяч рублей по телу бежит дрожь, ведь за эти деньги получаешь почти пустой автомобиль! Сколько бы нам ни твердили о необходимости поддержки АвтоВАЗа, он тоже должен делать ответные шаги: снижать цены или улучшать конструкцию. Но ни того, ни другого – только обещания.
И самое плохое, что АвтоВАЗ фактически задает нижнюю планку цен на рынке. Растет нижняя планка, и начинается цепная реакция, провоцирующая рост цен вообще. Конечно, завод не должен работать в убыток, но почему бы не задуматься о снижении себестоимости, а не о дополнительных накрутках «под крышей» государства?