Госдума решила рассмотреть неоднозначный законопроект о транспортном налоге. Полностью поменять принцип начисления налога предложили депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Максим Рохмистров: по их мнению, транспортный налог должен быть включен в стоимость топлива. В настоящее время сбор взимается в независимости от того, насколько часто автовладелец пользуется машиной – важны лишь «лошадки» под капотом.
В качестве примера необходимости включения транспортного налога в стоимость горючего инициаторы законопроекта указывают на опыт «цивилизованных стран», в частности, США, где подобные меры действуют давно и успешно. Кроме того, нынешняя схема открывает довольно широкий простор для махинаций и коррупции. В идеале больше платить должен тот, кто больше ездит, а полученные по новой схеме деньги бюджет сможет расходовать более рационально, к примеру, на ремонт дорог.
«При существующей схеме, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту, – эти средства поступают в регионы с большой задержкой, а с учетом времени, которое уходит на проведение аукционов и тендеров, строительство и ремонт дорог значительно отстает от потребностей автомобилистов».
Ранее правительство уже отклонило аналогичный законопроект: по мнению властей, инициаторы «забыли» прописать столь важные пункты, как отчетный период, порядок исчисления и сроки уплаты, а также не обозначен механизм регулирования. Проще говоря, либерал-демократы так и не смогли решить, кто будет «отделять» от вырученных за топливо денег искомый налог.
Эксперты отмечают, что в случае принятия закона о транспортном налоге литр бензина подорожает в среднем на 50-60 копеек. При этом в ряде регионов удорожание может составить до 2-2,5 рублей.
Тем не менее, у законопроекта немало сторонников среди самих автомобилистов. В частности, Федерация автовладельцев России, известная целым рядом довольно резких требований, уже давно обращает внимание общественности на то, что платить нужно не за колеса, а за пробег.
«Ни в одной стране мира нет такого грабительского налога на пользование своей движимой частной собственностью как у нас, в России, – считает региональный представитель ФАР в РБ Ильяс Чанышев. – В Америке транспортный налог включен в стоимость бензина, и больше никаких налогов водитель не платит. Это и правильно – чем мощнее мотор и больше объем мотора, тем выше расход топлива – значит, больше поступлений от каждого водителя. А что у нас происходит? Платим мы налог исправно, даже если никуда на машине не выезжаем, а дорогами никто по-прежнему не занимается».
Отметим, что в этом году суммы, выделяемые на строительство и ремонт дорог, резко снизились. Дорожникам рекомендовано ограничиться «ямочным» ремонтом. Между тем не так давно регионы получили возможность увеличивать базовую ставку транспортного налога в 10 раз. Однако на состоянии трасс это никак не отразилось.