Как правило, рынок подержанных машин не отличается точностью: о том, сколько было продано подержанных машин, скажем, за год, эксперты узнают окольными путями, а об общих суммах таких сделок те же аналитики могут только догадываться. Причиной тому отсутствие более или менее конкретной отчетности, и если некоторые продавцы в лучшем случае сообщат в налоговую, за сколько им удалось продать машину, то многие про эту инстанцию попросту «забывают». Тем не менее, сети, заброшенные аналитиками по «окольным путям», к исходу четвертого месяца принесли весьма конкретные данные об активности продаж подержанных машин в прошлом году. Такие данные опубликовало на днях аналитическое агентство «Автостат». Эксперты подсчитали количество фактов перерегистрации машин в ГИБДД и проанализировали частоту регистрационных процедур у различных марок.
Всего за прошлый год отделы технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД переоформили 3,34 миллиона подержанных автомобилей, что составило около 70% от общего числа подобных операций. На основе полученных данных аналитики смогли составить относительно полную и достоверную картину вторичного авторынка.
Что характерно, почти 90% всех фактов перерегистрации коснулись лишь 28 брендов, а количество обращений от владельцев отечественных машин и иномарок оказалось примерно одинаковым: переоформление российских автомобилей проводилось в 53% случаев. Большая часть сделок, разумеется, пришлась на «Лады» – 44,7% от общего числа перерегистраций, или около полутора миллионов штук. 7,5% покупателей остановились на «Ладе» 2001 года выпуска, немногим меньше – 7,1% – предпочли ВАЗ на четыре года моложе.
Что характерно, за последнее время подержанные машины подорожали на 10-12% – такие результаты дал анализ полутора миллионов объявлений о продаже машин с пробегом. Особенно заметно это в ценовой категории до 400 тысяч рублей.
«Повышение цен обусловлено возросшим после кризиса спросом, – считает экономист Андрей Потапов. – Российские автомобили более популярны среди покупателей с невысоким уровнем доходов. Примерно на том же уровне держится количество людей, предпочитающих комфорт дешевому сервису. Равную популярность иномарок и отечественных машин можно объяснить, во-первых, лояльностью покупателей к той или иной марке и более низкими ценами по сравнению с новыми машинами».
Среди иномарок в возрасте двух-трех лет наиболее популярны европейские и американские марки: Chevrolet, Opel, Volvo, Peugeot, Renault и Skoda. Из «молодых японцев» покупатели машин с пробегом предпочли лишь Suzuki. Автомобили азиатских и в том числе японских производителей наиболее популярны в сегменте четырех-пятилетних машин. Здесь лидируют Daewoo, Hyundai, Kia, Lexus, Mitsbishi и Subaru. Но больше всего подержанных «японцев» продается в категории семь-восемь лет. Здесь компанию Honda, Nissan, Toyota и Suzuki составил только один западный бренд – немецкий Mercedes Benz.
Среди более пожилых автомобилей – старше 10 лет – покупатели предпочли Audi. 70% сделок с машинами этой марки пришлись на экземпляры, выпущенные до 1999 года. Похожая ситуация и у других «немцев»: автомобиль старше 10 лет выбрали 64% покупателей подержанных Volkswagen, 61% выбравших Opel и 57% – отдавших предпочтение старому доброму «Мерседесу». Слегка отстал по этому показателю BMW: машину, подходящую по возрасту для программы утилизации, выбрали 47,5% покупателей.