Протесты автолюбителей против VIP-кортежей, которые по поводу и без оного создают аварийные ситуации и вообще плюют на ПДД, вышли на новый уровень. Теперь вместо транспарантов, митингов и бойкотов водители используют простой и веселый способ выражения своего мнения.
Началось с того, что некий водитель взял синее пластмассовое ведерко – с такими дети в песочницах играют – и приклеил на крышу своей машины. С трех метров выглядит как пресловутая «мигалка», а с десяти и подавно. При этом в законах нет никаких указаний на недопустимость установки детских ведер на крышу автомобиля. Первый же сотрудник ГИБДД, остановивший «неудобное» авто, по свидетельствам «нарушителя», долго пытался подобрать статью, чтобы заставить снять ведро с крыши, но так и не нашел.
Идея оказалась настолько нелепой и до того популярной, что через неделю ни в одном магазине игрушек по всей Москве было уже невозможно купить синее ведро. В Интернете появились десятки сообществ с подробными инструкциями по установке ведерка, а также ссылки на статьи законов для уверенности в общении с сотрудниками ГИБДД.
Инициативу в очередной раз поддержала Федерация автовладельцев России. Точнее, стихийная акция с ведрами просто дополнила акцию ФАР: правозащитники изначально призывали провожать «мигалки» сигналами клаксонов. При этом и активисты Федерации, и сами участники сообществ «Синих ведер» призывают не мешать проезду экстренных служб, а все недовольство приберечь для «особых» машин, которые пользуются предоставленным им преимуществом.
Вчера в Москве прошел автопробег под соответствующим названием «Синее ведерко». О том, что это не простой флеш-моб, а действительно акция протеста против давно назревшей проблемы, говорит хотя бы то, что акцию поддержали довольно известные люди, к примеру, блоггер и общественный деятель Антон Носик. Кроме того, к протестующим присоединились и сочувствующие: на акции можно было заметить даже пешеходов, прикрепивших к сумкам и рюкзакам пластмассовые символы протеста.
Несколько лет назад война с мигалками уже случалась. Тогда спецсигналы устанавливали все, кому не лень, после чего правительство составило список, в котором распределило «мигалки» по ведомствам. В 2006 году «Единая Россия» призвала всех депутатов Госдумы отказаться от спецсигналов и даже попыталась «подать пример»: высокопоставленные единоросы действительно сняли «мигалки», заменив их сопровождением из колонны патрульных машин ГИБДД. На днях тему развил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, предложивший оставить спецсигналы только для президента и премьер-министра.
В Уфе проблема не стоит так остро: «мигалками» пользуются лишь несколько высокопоставленных чиновников. Однако многие уфимские автолюбители с радостью готовы поддержать акцию. Дело в том, что в городе и без спецсигналов довольно напряженное движение.
«Я бы нацепил ведро хотя бы ради того, чтобы позлорадствовать над гаишниками: они уже совсем обнаглели, останавливают, чтобы только выявить нарушения, – говорит уфимец Мансур Гайфуллин. – Главная проблема на уфимских дорогах – это сами дороги и водители, которые толком ездить не умеют, зато права купили».
Именно так: нередко можно наблюдать, как водители дорогих и не очень дорогих машин обгоняют через двойную сплошную. В Уфе очень сильно хромает культура вождения, а значит, уфимцам надо начинать с себя. Тем не менее, много и тех, кто готов приклеить к крыше машины пластмассовое ведро из чистой солидарности с московскими единомышленниками.
За последние пару месяцев в стране произошло несколько событий, которые так или иначе всколыхнули общественность. Широкий резонанс получило ДТП с «Мерседесом» вице-президента Лукойл Анатолия Баркова: в столкновении представительского автомобиля с малолитражкой погибли две женщины.
В марте во многих регионах прошел «День гнева»: активисты Федерации автовладельцев России и ряда общественных организаций левого толка, а также простые автомобилисты вышли на митинги под лозунгом «Хватит нас доить!», требуя реформы ГИБДД, равноправия на дорогах и отмены несправедливых сборов.
Несколько дней спустя московский бизнесмен Андрей Хартли снял на видео автомобиль BMW советника президента Владимира Шевченко, выехавший на встречную полосу и преградивший дорогу автомобилю бизнесмена. Водитель советника попытался было выбить камеру из рук Хартли, но в конфликт неожиданно вмешался другой автомобилист, скучавший в этот момент в пробке. Шевченко вместо извинений за хамское поведение своего водителя на дороге заявил в интервью «Русской службе новостей», что инцидент был «преднамеренной провокацией» со стороны бизнесмена. Лишь после этого автомобилисты решили пойти другим путем.