На днях аналитическое агентство «Автостат» опубликовало исследование, посвященное возрасту автомобилей в российских регионах. Результаты оказались довольно любопытными.
Согласно отчету «Автостата», среднестатистической машине 12,9 года. Наиболее древние автомобили катаются по приграничным регионам: в частности, на Сахалине, Дальнем Востоке и в Калининградской области средний возраст машин уже перешагнул «совершеннолетие».
«Самый высокий показатель фиксируется на Сахалине (19,1 года). Близки к этой отметке показатели в Еврейском АО (18,9 года), на Камчатке (18,8 года), а также в Магаданской (18,6 года) и Амурской (18,2 года) областях. При этом почти во всех регионах Дальнего Востока более 40% парка приходится на машины в возрасте свыше 20 лет», – отмечается в отчете.
В европейской части страны автомобили помоложе. Так, в Башкирии средний возраст машин составляет 11,3 года. Более трети всего автопарка республики составляют авто, выпущенные после 2005 года, еще четверть – в возрасте от 15 до 20 лет, а 17,2% автомобилей жителей республики старше 20 лет.
Самые молодые автомобили в стране катаются по дорогам Татарстана – 9,1 года. Немного от них отстали другие наши соседи – Пермский край – с показателем 9,3 года.
«Объясняется это тем, что в прошлом году продажи новых автомобилей сократились примерно в два раза, причем почти половина из них была 2008 года выпуска. При этом структура российского парка такова, что более половины машин находятся в возрасте старше 10 лет, а почти четверть парка – вообще старше 20 лет», – говорит директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков.
Иными словами, нескольких послекризисных месяцев и одного «утилизирующего» явно недостаточно, чтобы твердо направить российский автопарк на «омоложение». В кризис многим пришлось затянуть потуже пояса, соответственно, большинству пришлось пересмотреть свои возможности и повременить с покупкой новой машины.
Автомобили, на которых ездят простые жители нашей страны, заботят правительство и аналитиков уже который год. Начав с лозунга «поддержим отечественного производителя», власти сразу же перешли к «тяжелой артиллерии». Ввозные пошлины резко подпрыгнули вверх, да так и остались на установленном уровне. Известно же, что является палкой в колесах российских автопроизводителей – подержанные иномарки, которые, по опасениям чиновников, в скором времени могли вообще захватить дороги, гаражи и стоянки страны, оставив автопром без потенциальных покупателей. О вкусах, как говорится, не спорят, но нельзя не согласиться с тем, что автомобильная промышленность должна твердо стоять на ногах. А потому вполне объяснимо мнение чиновников, что лучше отечественной машины может быть только новая отечественная машина.
С этой точки зрения непрерывно стареющий автопарк страны выглядит несколько иначе. И смысл всей программы утилизации, которая сейчас собирает очереди из желающих отправить на свалку старую рухлядь, заключается именно в постепенном обновлении машин.
Тем не менее, перспективы довольно радужные: утилизация убьет двух зайцев, а, судя по ажиотажу вокруг 50-тысячных скидок, так и будет. Через год подобная статистика должна выглядеть совершенно по-другому.