Автомобильные рейтинги тем и интересны, что дают возможность каждому автомобилисту сравнить собственные предпочтения с выбором профессионалов. Рейтингов и хит-парадов много, бывает и так, что одна и та же модель побеждает в одном конкурсе и с треском проваливается в другом. Причиной тому может быть ангажированность жюри или недостаточная тщательность испытаний. Еще один недостаток заключается в том, что подобные рейтинги составляют люди, не имеющие никакого представления о российских условиях езды. К тому же нередко добрая половина списка состоит из моделей, которые в Россию вообще не поставляются.
В таком свете было бы правильнее присмотреться к рейтингу автомобилей, которые выбирали такие же автомобилисты, которые ездят по тем же дорогам, хотя и интернет-форумы с отзывами автовладельцев никто не отменял.
На днях завершилось народное голосование в конкурсе ежегодной премии «Автомобиль года в России». Конкурс проводится уже в десятый раз, постоянно набирая все больше участников: в 2009 году, например, за те или иные модели проголосовали более 200 тысяч пользователей Интернета. В этот раз организаторы охватили куда большую аудиторию, добавив возможность отдать свой голос за понравившуюся модель с помощью терминалов моментальной оплаты.
Изначально на выбор была представлена 391 модель в 22 номинациях. В течение трех месяцев россияне отдавали свои голоса достойным, на их взгляд, автомобилям, и, наконец, организаторы подвели предварительные итоги, опубликовав шорт-лист моделей, получивших максимальное количество голосов.
От почти 400 машин осталось чуть более 60. В каждой из номинаций нет первых, вторых и третьих мест: модели-финалисты перечислены в алфавитном порядке.
Нетрудно заметить, что в списке исключительно иномарки. Считанные единицы финалистов собираются в России, к примеру, Ford Focus. Со статистикой продаж новых автомобилей в стране такой шорт-лист плохо вяжется: из месяца в месяц выясняется, что отечественный автопром по продажам занимает 8-9 мест из 10. Наиболее покупаемые модели остались за бортом. Достаточно голосов не набрал ни Daewoo Matiz, ни Renault Logan, ни Lada Priora, вот уже который месяц лидирующая по продажам. Впрочем, Ford Focus здесь, скорее, счастливое исключение.
«Большинство представленных моделей вполне ожидаемо оказались в списке. С другой стороны, этот рейтинг отражает лишь предпочтения и вкусы россиян, но никак не фактическую популярность той или иной модели, – говорит экономист Петр Евдокимов. – К примеру, у автомобилей премиум-класса никогда не будет первых мест в топе продаж: это совершенно другой уровень, и элитные авто по определению не могут быть массовыми. С другой стороны, кому они не нравятся?»
К двум десяткам перечисленных номинаций организаторы добавили еще две, без оглядки на тип модели.
Встречайте, «Новинка года» и «Любимая марка». На звание главной новинки претендуют Mercedes-Benz E-Class, Porsche Panamera и Toyota iQ, а в «Любимой марке» большинство отдавших голоса предпочли немцев: Аudi, BMW и Mercedes-Benz.
Впереди еще две недели на раздумья жюри, которое и определит абсолютных победителей. Окончательные итоги организаторы обещают обнародовать 25 марта.