Один из наиболее раздражающих элементов современного автотюнинга – газоразрядные фары – может обернуться для автовладельца серьезными проблемами. ГИБДД России решила раз и навсегда поставить точку в давнем споре. На официальном сайте Госавтоинспекции были опубликованы разъяснения об использовании «ксенона».
Можно или нет – вот в чем вопрос. В «ксеноне» как таковом нет ничего плохого, если фары отстроены как положено. Но если модный свет установлен под стандартными рассеивателями (этим у нас часто грешат автомобилисты, желающие дешево и сердито оттюнинговать свою машину) – на этот счет теперь существует законодательный запрет.
На сегодняшний день, говорится в сообщении ГИБДД, в России можно использовать фары следующих маркировок:
C, R, CR – фары с лампами накаливания;
HC, HR, HCR – фары с галогенными лампами накаливания;
DC, DR, DCR – фары с газоразрядными источниками света, другими словами – «ксенон».
Эти маркировки в разное время принимались Европейской экономической комиссией ООН и закреплены в соответствующих ГОСТах. Соответственно, для каждого типа ламп должен быть установлен соответствующий рассеиватель. Запрет кажется голословным, не так ли?
В ГИБДД это тоже прекрасно понимают, поэтому и приложили к разъяснениям отсканированное заключение ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (НИИАЭ). В документе среди замысловатых фраз и сложных научных терминов содержится четкое доказательство запрета на совмещение газоразрядных ламп и стандартных рассеивателей.
В двух словах, длина световой волны в лампах разных типов отличается, соответственно, одна и та же шероховатая поверхность рассеивает лучи по-разному. В случае с «ксеноном» угол увеличивается. На увеличение угла рассеивания влияет и величина светимости самой лампы. Все это приводит к тому, что «ксенон» ослепляет встречный поток: с физикой не поспоришь, а законы оптики не позволяют производителям создать единый тип фар, подходящий для разного типа ламп.
С юридической точки зрения, использование «ксенона» вкупе со стандартными светорассеивателями квалифицируется как «несоответствие режима работы внешних световых приборов». В соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ («Режим работы световых приборов, не соответствующий требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), фары должны конфисковываться до решения суда, а виновник-водитель может расстаться с правами на срок от шести месяцев до одного года!
После ареста «орудия преступления», то есть фар, на арене появляется другая статья КоАП – 27.13, часть 2. Автомобиль без световых приборов запрещен к эксплуатации, соответственно, кроме «ксенона» инспектор открутит еще и номера.
Стоит ли ожидать специальных рейдов? В пресс-службе УГИБДД МВД по РБ воздержались от каких-либо комментариев по этому поводу.
Впрочем, «знатоки ксенона» утверждают, что бояться нечего.
«Проблемы могут возникнуть у тех, кто поставил такие фары и не произвел необходимой регулировки, – считает сотрудник автосервиса Антон Рудаков. – Мало поставить ксенон: его еще нужно как следует настроить, чтобы не мешать другим участникам движения. Такие машины и раньше не могли пройти техосмотр, и сейчас. Закон ведь не вчера принят, эти нормы существуют уже давно. Остальным бояться нечего, это совершенно рядовая ситуация».
Автомобилистам же эта идея в целом не по нраву.
«Запретить ксенон не могут, немалая часть моделей машин автоматически оказалась бы вне закона, – говорит водитель «десятки» Раиль Гафаров. – Есть нормы совместимости – изволь их выполнять. И лишение прав, на мой взгляд, довольно справедливая мера: как водителя меня бесит, когда встречная машина начинает слепить. Другое дело, что гаишникам в очередной раз напомнили о возможности нажиться на водителях, а тут уже несладко придется всем, кто попадется под горячую руку».
Русский тюнинг – бессмысленный и беспощадный. Отдельные образцы творчества народных умельцев в области автодизайна давно уже стали темой как множества анекдотов, так и бесконечных споров. Однако смех смехом, а с Госавтоинспекцией лучше не шутить: себе дороже.
Наши читатели могут Высказать свое мнение о ксеноне на форуме 102km.ru - действительно, здесь есть чем поспорить.