МВД решило пересмотреть категории водительских удостоверений. Сейчас в России действуют права пяти видов в зависимости от типа транспорта, которым может управлять водитель. В современном виде категории прав существуют еще с 70-х годов прошлого века, лишь в 1997 году в них были внесены незначительные изменения. Те поправки предусматривали лишь уточнение для категории Е, широкий круг автомобилистов этих изменений вообще не заметил.
На этот раз в министерстве сочли, что существующее разделение водительских прав достаточно устарело, и пришло время исправить это упущение. В поправках в закон «О безопасности дорожного движения», подготовленных МВД, содержатся конкретные предложения по оптимизации водительских категорий.
Практически каждая из них будет дополнена. Так, категория А расширится подкатегорией А1, которая будет включать в себя мототранспорт с объемом двигателя до 125 «кубиков» и мощностью до 15 «лошадей». Категория С1 будет введена для малотоннажных грузовиков: разрешенная максимальная масса для такого транспорта не должна превышать 7,5 т. Микроавтобусам тоже приготовили «отдельное место»: ТС категории D1 сможет перевозить не более 16 пассажиров.
Кроме уже перечисленных появятся категории и для более частных случаев. В частности C1E и D1E будут означать «базовую» категорию, но с прицепом. Последний должен весить от 750 килограмм до 12 тонн, но не более массы самой машины.
Никаких расширений категории B не предусмотрено, за исключением автомобилей с автоматической коробкой передач. Соответствующая отметка появится в удостоверении водителя, имеющего право управлять только «автоматом».
Неприятная новость ждет и владельцев скутеров. Пока для управления небольшими мопедами вообще не требуется никаких прав: по закону они практически приравнены к велосипедам. Если законопроект будет одобрен Госдумой, то для такого транспорта с 16 лет придется получать права категории M.
Главная причина подобных изменений заключается в том, что это должно повысить качество подготовки водителей, а также прекратить вероятные коррупционные махинации. Эксперты опасаются, что эффект будет противоположным.
Юрист Валерий Сакаев считает, что разработчики законопроекта, мягко говоря, перестарались: «Если на то пошло, то почему бы не ввести отдельные категории для управления пикапами, джипами, квадроциклами, спортивными моделями и так далее? Действующие правила достаточно универсальны».
Транспорт 40 лет назад и сейчас – совершенно разные вещи. Изменилось и дорожное движение, и мощность двигателей, и в какой-то степени психология самих водителей. Поэтому логично, что мотоциклы «Иж Планета-5» и тысячекубовый Kawasaki нельзя равнять под одну гребенку, настолько разные возможности и задачи у этих машин. То же самое касается более крупных автомобилей: навыки для управления «икарусом-гармошкой» и «газелью» должны быть совершенно разными, хотя в обоих случаях мы имеем дело с автобусами. Тем не менее, МВД предпочло отказаться от практики подготовки «полууниверсальных» водителей, используя принцип «лучше мало, но хорошо».