Территория нашей республики густо опутана паутиной автомобильных дорог. Общая их протяженность на сегодняшний день составляет больше половины экватора – 24,8 тысячи километров. В эту цифру входят и проселочные дороги, и трассы регионального значения, соединяющие крупные населенные пункты, и федеральные магистрали, которые являются связующими нитями между Башкирией и отдаленными регионами. Отсюда можно добраться до Москвы, Самары, Казани, Челябинска и многих других городов: асфальт, кажется, проложен повсюду.
Федеральные трассы занимают в общей протяженности автодорог не так уж и много: всего лишь 486 километров. Названия М5, М7 и Р314 отлично знакомы любому автолюбителю. Последняя, кстати, недавно тоже получила статус федеральной автодороги.
На днях премьер-министр Башкортостана Раиль Сарбаев утвердил республиканскую целевую программу под названием «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан на 2010-2015 годы». В программе предусмотрены меры, необходимые для развития сети автодорог, как местного, так и дальнего сообщения, повышение транспортной доступности сельских населенных пунктов, а также создание условий для организации безопасного дорожного движения.
В ближайшую пятилетку, согласно целевой программе, в республике должно быть построено и реконструировано более 400 километров дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Прямое автомобильное сообщение получат жители 56 сел, поселков и деревень: за эти годы между ними будут построены асфальтированные трассы, благодаря чему селяне смогут добраться из пункта А в пункт Б в любое время года, несмотря на погодные условия. Финансирование строительства и реконструкции будет проводиться за счет федерального и республиканского бюджетов.
В общей протяженности республиканских автодорог доля региональных и межмуниципальных трасс может увеличиться до 27%. В свою очередь, это позволит автомобилистам более комфортно добираться до места назначения, а перевозчики получат возможность предложить жителям Башкортостана новые маршруты.
Одним из крупнейших объектов для уфимских дорожников стала дорога, которая позволит разгрузить плотный автомобильный поток на пути в столичный микрорайон Затон. Трасса пройдет вдоль железнодорожных путей и будет заканчиваться в районе старого Дворца спорта. Поскольку для строительства дороги строителям придется сделать довольно большую работу: возвести еще один автомобильный мост через Белую, убрать гаражи, расставленные по краю лесного массива, вырубить часть деревьев и многое другое – смета на возведение проекта составляет около трех миллиардов рублей. Большая часть этих средств будет выделена из федерального бюджета.
Безопасность в программе тоже стоит не на последнем месте. Через четыре года, по расчетам разработчиков проекта, количество ДТП, произошедших по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, должно снизиться на 12%. В прошлом году, по данным ДОБДД МВД России, в Башкирии произошло 1115 таких аварий, в которых погибли 115 человек и еще 1374 участника дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Но одним лишь ремонтом ситуацию не исправишь: начальник УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов, подводя итоги 2009 года, отметил, что резко снизить аварийность на междугородних трассах можно путем разделения транспортных потоков. Положительный опыт уже есть.
«Несколько лет назад были установлены разделительные барьеры на автодороге Уфа-Аэропорт. Если раньше там нередко случались ДТП, порой с трагичными исходами, то сейчас на этом участке мы имеем лишь 3-4 аварии в год. И те в основном происходят на перекрестке в районе остановки «Кафе «Отдых», – сказал Динар Гильмутдинов.
Добавим, что ранее высокую эффективность показало и разделение потоков на улице Менделеева в Уфе.
Окажется ли республиканская целевая программа достаточным средством, для того чтобы победить одну из народных бед – станет ясно лет через пять, когда придет черед принятия очередного аналогичного документа.