Новым иномаркам в России вновь готовят удар исподтишка, не столь ощутимый, как в случае с пошлинами, но все же достаточно неприятный. Очередной законопроект, призванный избавить будущих владельцев ввозимых из-за рубежа автомобилей от риска в один прекрасный день лишиться своей машины, на этой неделе был направлен в Госдуму. Суть законодательной инициативы в том, чтобы на каждую иномарку, которая импортируется в страну, в обязательном порядке устанавливать специальную противоугонную маркировку.
Технология нанесения невидимых невооруженных глазом меток, которую предлагают использовать единоросы, разработавшие законопроект, была создана австралийскими специалистами несколько лет назад. Она представляет собой массу микроточек, в которых закодирована информация об автомобиле и которые наносятся на основные узлы машины. Разглядеть символы можно только в ультрафиолете: следовательно, постам ДПС потребуется специальное оборудование не только для того, чтобы их увидеть, но и чтобы «прочитать». Кто заплатит за все это?
Стоимость нанесения спецпокрытия, по разным оценкам, будет составлять от трех до 15 тысяч рублей. Маркировка по технологии Data Dot (так окрестили свое детище австралийцы) будет наноситься непосредственно при таможенном оформлении, соответственно, все расходы лягут на плечи импортера. Поскольку дилерам не будет резона за свой счет обеспечивать очередную выдумку законодателей, стоимость в целом бессмысленной, но недешевой процедуры будет включаться в цену машины. Оборудование для ГИБДД потребует куда больших средств: ведь оснастить спецприборами необходимо не только стационарные посты ДПС и пункты техосмотра, но и каждую патрульную машину.
Эксперты уже начали говорить о бессмысленности предприятия, ссылаясь на статистику. Под действие обязательной маркировки по технологии Data Dot попадут лишь ввозимые автомобили, а это около полумиллиона в год. Весь легковой автопарк страны состоит из более чем 30 миллионов машин. Их-то как раз «помечать» не собираются. Сами-то угонщики давно предпочитают отечественные машины иномаркам: в основном из-за практически полного отсутствия какой-либо защиты.
Но даже это не главное. Эксперты, знакомые не понаслышке с технологией Data Dot, утверждают, что маркировка предусматривает содержание в коде данных о владельце автомобиля. В подавляющем большинстве случаев машины ввозятся для продажи, и имя конечного покупателя, естественно, не может быть известно. Если метки будет расставлять таможня, вписать имя владельца будет невозможно. К тому же вопросы вызывает и возможная перекодировка автомобиля при перепродаже.
«Эта депутатская инициатива противоречит антимонопольному законодательству, – заявил председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в интервью газете «Взгляд». – Если и вводить какие-то антиугонные действия, они должны исходить из возможности конкуренции. Насколько я знаю, в проекте предполагается наносить совершенно определенную маркировку. Во-вторых, это навязываемая услуга, которая противоречит гражданскому законодательству. Любой автовладелец вправе выбирать только те формы и способы защиты своего автомобиля, которые считает приемлемыми для себя».
Сможет ли сомнительный закон пройти через все инстанции, необходимые для его принятия, будет известно уже совсем скоро: Госдума намерена рассмотреть законопроект в феврале текущего года.