Сотрудники ГИБДД получили новый регламент, регулирующий порядок работы на дорогах. Регламент был подготовлен Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, и, что неудивительно, как минимум один пункт в нем вызывает недоумение.
Споры о «неприкасаемых» категориях водителей велись уже давно. По всей стране то и дело проходили судебные процессы по делам сотрудников ГИБДД, которые посмели остановить работников прокуратуры, нарушивших ПДД. Не стала исключением и наша республика: на скамье подсудимых оказался 26-летний инспектор из Стерлитамака Артур Хужиахметов.
Обвинение гаишнику предъявили по статье 285 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Суть «нарушения» была в том, что инспектор остановил Renault Logan, за рулем которого был Рустем Мустафин, сотрудник прокуратуры РБ. Машина ехала с превышением скорости, но на взмах жезла не остановилась. Поэтому Артуру с напарником пришлось устроить погоню за нарушителем. Когда «Логан» все же догнали и прижали к обочине, из иномарки вышел нетрезвый человек и показал служебное удостоверение. Гаишника обвинили в превышении полномочий с применением насилия – согласно Уголовному кодексу, ему грозило до четырех лет лишения свободы. Судебная тяжба продолжалась несколько месяцев, в итоге дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Подобные процессы проходили и в других городах страны, чаще всего судебное решение выносилось в пользу сотрудников ГИБДД.
В новом Административном регламенте четко расписано, кого можно останавливать, а кого нельзя. В категорию «неприкасаемых» попадают судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также некоторые другие категории госслужащих. Тем не менее, за сотрудниками ГИБДД оставили право отстранять от вождения нетрезвых водителей с «особым статусом». В регламенте сказано: «Сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры».
Как это все будет происходить – непонятно. Раньше гаишники хоть могли направить нетрезвых прокуроров на медосвидетельствование, теперь такой возможности у них нет. За попытку препятствовать движению нетрезвого прокурора или судьи гаишник сам может оказаться нарушителем.
«Фактически в этой ситуации ГИБДД сделать ничего не сможет, – цитирует «Коммерсантъ» слова лидера движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. – Мы планируем обратится в Конституционный суд, где потребуем отменить некоторые положения, в частности закона «О прокуратуре». Мы считаем, что все граждане за рулем независимо от статуса должны иметь одинаковые права».
Любопытно, что водители, обычно ругающие гаишников на чем свет стоит, в подобных случаях безоговорочно вставали на сторону сотрудников ГИБДД. Действительно, водитель нарушает ПДД, инспектор должен пресечь нарушение. Со стороны не видно, что за птица сидит за рулем машины, и на самой машине никаких опознавательных знаков нет. Зато у прокуратуры другое мнение: с сотрудниками, нарушившими ПДД, они предпочитают разбираться своими силами.
«Забудьте о равенстве на дорогах» – подобные заголовки все чаще можно встретить на автофорумах. Но главное, что раздражает водителей, обладающих лишь водительскими правами, а не прокурорскими корочками – «особый статус». К слову, он вовсе не гарантирует ни бессмертие «неприкасаемым», ни безопасность другим участникам движения.