Декабрь, как правило, славится не только предновогодней суетой, но и разного рода прогнозами. А начало следующего года непременно «радует» то повышениями цен и тарифов, то еще какими-нибудь неприятными изменениями законодательства в той или иной области. И хотя не все инициативы воплощаются в реальности, головной боли от этого не меньше.
Помимо всех нововведений и «улучшений», которые ждут автолюбителей в грядущем году, вполне возможно и еще одно – очередное повышение тарифов на «автогражданку».
Страховые компании давно уже твердят об убыточности ОСАГО, о том, что сборы незначительны по сравнению с выплатами, и так далее. Однако со стороны тех, кто сидит за рулем, все видится несколько иначе: все знают, каких трудов стоит добиться страхового возмещения в случае чего. Кроме того, размер возмещения не всегда совпадает с предстоящими тратами на ремонт. К тому же, любые попытки упростить жизнь водителям по части общения со страховыми компаниями почти всегда оборачиваются громкими возмущениями со стороны последних и неизбежными требованиями повысить тарифы.
Вот и сейчас: Российский союз автостраховщиков обратился к Минфину с предложением проиндексировать тарифы на «автогражданку». Минфин первым начал: подготовил приказ, в соответствии с которым компенсации пострадавшим в ДТП должны быть увеличены. Максимальная сумма выплат за ущерб жизни и здоровью может составить 500 тысяч рублей, компенсация за материальный ущерб – до 150 тысяч.
Сейчас предельные суммы возмещений составляют 160 и 120 тысяч рублей соответственно. Цифры более чем странные, и, хотя мы не беремся судить о стоимости человеческой жизни (здесь, действительно, не может быть адекватной суммы), но 150 тысяч за разбитую машину, согласитесь, маловато. Учитывая то, что более-менее нормальный автомобиль стоит куда дороже.
Тем не менее, приказ Минфина пока еще существует только на бумаге, и реализация его находится под большим вопросом. Но страховщики, однако, решили не откладывать дело в долгий ящик и подсуетиться заранее. Потому и обратились к Минфину с предложением поднять ставки на сами полисы ОСАГО. Адекватное удорожание, по мнению Российского союза автостраховщиков, составляет от 25,4 до 86,8%. То есть в худшем случае стоимость полиса может практически удвоиться. Но даже без увеличения размера компенсаций пострадавшим ставки необходимо поднять, считают в РСА. В этом случае удорожание планируется на уровне 6,3-20%.
«Стоимость полиса напрямую зависит от выплат, – говорит экономист Валентин Пахомов. – Если новые тарифы действительно сделают убыточным обязательное автострахование без разумной компенсации страховщикам, некоторым компаниям, возможно, придется закрыть программы ОСАГО или же пытаться компенсировать потери за счет других страховых продуктов».
Как известно, стоимость полиса рассчитывается исходя из нескольких показателей: возраст автомобиля, мощность двигателя, водительский стаж, количество водителей, аварийная история и тому подобное. Кроме того, в разных регионах сумма страховки может существенно отличаться. Так, например, московские ставки в среднем раза в полтора превышают уфимские. Поэтому и проценты возможного удорожания отличаются в разы. Опытному водителю – минимум переплаты, «чайнику», уже успевшему попасть в аварию, – индексация по полной программе. В идеале потенциально опасный участник дорожного движения пересаживается на общественный транспорт, но, как обычно, под удар попадут все.
Декабрь, как правило, славится не только предновогодней суетой, но и разного рода прогнозами. А начало следующего года непременно «радует» то повышениями цен и тарифов, то еще какими-нибудь неприятными изменениями законодательства в той или иной области.