Единый таможенный кодекс трех государств: России, Казахстана и Белоруссии – со следующего года может полностью перевернуть ситуацию на авторынке. Судя по нехитрым расчетам, которые публикуются многими аналитиками, для российских производителей и автодилеров новые таможенные тарифы могут стать настоящим кошмаром. А в отношении первых, возможно, и последним гвоздем в крышке гроба.
Главное, что должно произойти, – это очередное изменение ввозных пошлин на автомобили. А между странами-участницами нового таможенного договора пошлины вообще могут быть отменены, но лишь для физических лиц.
Казахстан в этом плане не особо интересен: оттуда не ввозятся крупные партии машин, сказывается отсутствие границ со странами-производителями. А вот со стороны западных соседей к нам вполне могут прибыть неплохие подержанные иномарки по смешным ценам. Естественно, в такой ситуации автодилеры останутся в невыгодном положении: для них-то необходимость поделиться с государством останется! А вторичному рынку вообще предвещают быструю и мучительную гибель. Кроме того, не исключается и вероятность резкого роста «серых» поставок.
Завершить разработку таможенных тарифов чиновникам предстоит к июлю будущего года. К тому времени как раз закончится срок действия повышенных ввозных пошлин, которые в свое время вызвали бурю негодования и сотни акций протеста. Отменить их должны были еще два месяца назад, но кризис затянулся, да и отечественный автопром не устает жаловаться на тяжелое положение и просит выделить еще несколько миллиардов. Поэтому в конце августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике решила продлить срок действия повышенных ставок еще на девять месяцев. Тем не менее, для юридических лиц новые тарифы вступят в силу уже с нового года. Простым людям придется подождать до июля, когда для них будет отменен 30-процентный тариф: на что только не готовы пойти власти, чтобы поскорее вступить в ВТО.
Самой Белоруссии тоже придется несладко: сегодняшние пошлины там в разы ниже, чем в России.
«Если мы договариваемся о Таможенном союзе, а это в целом для нас выгодно, то мы, конечно, должны унифицировать и пошлины, причем пойти на взаимные действия, – приводят слова президента России Дмитрия Медведева «Ведомости». – С одной стороны, снижаются пошлины на ввоз иномарок в Беларусь, с другой стороны, мы готовы к увеличению ряда платежей, пошлин по крупным машинам».
Поскольку Россия в любом случае не будет опускать пошлины до белорусского уровня, тарифы резко подскочат по ту сторону границы. Что не помешает предприимчивым гражданам переправить в Белоруссию порядочное количество иномарок по смешным (по российским меркам) таможенным тарифам, а, дождавшись июля, перепродать их в Россию. По предварительным оценкам, за год таким образом на российские дороги смогут попасть сотни тысяч машин – относительно «молодых», а главное, несравненно более дешевых, чем такие же, но ввезенные через другие границы. В худшем случае, предупреждают эксперты, весь «праворульный» Дальний Восток покажется мелочью по сравнению с проблемами, которые может принести единый таможенный кодекс местным автопроизводителям.