Нашему автопрому, судя по всему, везде чудятся враги: то правый руль – воплощение зла, то «низкие» ввозные пошлины убивают все желание потенциальных клиентов ездить на отечественных автомобилях. На этот раз испепеляющие взгляды защитников российского автопрома обратились к границе с Узбекистаном. А премьер-министру Владимиру Путину было отправлено письмо, подписанное руководителями крупнейших российских автопроизводителей.
Чем не угодила маленькая, но гордая среднеазиатская страна отечественным производителям? Ответ прост: именно в Узбекистане собирают дешевые и популярные среди небогатых автолюбителей «Матизы» и «Нексии». Поскольку узбекские «корейцы» отличаются не только низкой ценой, но и приемлемым качеством, люди охотнее голосуют кошельком за Daewoo, нежели за «Калины». Поэтому импорт произведенных в Узбекистане автомобилей предлагается обложить дополнительными сборами, сверх стандартной пошлины.
Узбекистан, между прочим, сам первый начал: в стране давно уже действует ограничение на реализацию импортных машин. В частности, фирмы, продающие автомобили российского производства, имеют вполне законные проблемы с конвертацией валют, а простые граждане даже при большом желании не могут купить иномарку в кредит. Ну и, конечно же, дополнительные сборы на российские авто там давно уже действуют.
Есть мнение, что отечественный автопром просто хочет восстановить справедливость. Продажи того же ВАЗа в Узбекистане невелики – защитные меры для «своих» производителей там работают очень эффективно, зато у нас продукция GM Uzbekistan, с конвейера которого сходят Daewoo, пользуется бешеным спросом.
Сравним цены: новый Matiz стоит как минимум 179 тысяч рублей, Nexia – 229 тысяч. ВАЗ-2107, известный радиаторной решеткой «под Mercedes», начинается с 171 тысячи. За «Калину»-седан, занявшую почетное место в современных анекдотах, в минимальной комплектации придется отдать 254 тысячи.
Клиенты уфимских автосалонов, как всегда, расходятся во мнениях.
«Лучше отдать больше, может, даже оформить кредит, но взять хорошую машину», – считает Альберт, присматривающийся к недорогой иномарке.
«Я за «семерку», – говорит другой покупатель, Олег. – Что сломается, так руки на месте, в большинстве случаев самому справиться можно. И в обслуживании не дорого выходит».
Однако если посмотреть на продажи, то не настолько сильно зажимают «корейцы» отечественного производителя. Согласно исследованию, проведенному «Ассоциацией европейского бизнеса в России», за 10 месяцев 2009 года продажи новых автомобилей хоть и упали вполовину, но лидерство все равно держит продукция АвтоВАЗа. И держит уверенно: первые четыре места занимают Priora, Samara, 2105/07 и «Калина» соответственно. Nexia заняла лишь восьмую строчку, а Matiz и вовсе 11. В целом, согласно рейтингу, продукция ВАЗа прочно держится на первом месте, опережая ближайшего конкурента чуть ли не в трехкратном превосходстве по количеству проданных автомобилей, а Daewoo всего лишь замыкает первую десятку лидеров.
Так что вряд ли можно говорить о конкуренции: скорее, наоборот. Узбекистан, вероятнее всего, хотят проучить, ограничив доступ на основной рынок сбыта: чтобы не мешал продавать наши машины у себя.
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ