Идея о компенсациях за утилизацию старых автомобилей, поданная Владимиром Путиным еще в июне, начинает осуществляться. Суть проекта в том, чтобы за отправку машины в металлолом владелец сможет получить субсидию в размере 50 тысяч рублей. Эти деньги можно будет использовать для приобретения нового авто, разумеется, отечественного производства. С одной стороны, конечно, приятно, что государство возместит пятую часть стоимости новой «Лады», с другой – автомобилисты все больше отдают предпочтение иномаркам. Тем не менее проект обещает быть достаточно востребованным.
На днях министр промышленности и торговли России Виктор Христенко на заседании президиума правительства РФ заявил, что его ведомство планирует завершить разработку программы субсидирования уже к 1 декабря. Разработанные Минпромторгом нормативные документы уже отправлены на согласование в федеральные инстанции.
Одних документов, конечно же, недостаточно. В каждом городе, где будет действовать программа, необходимо выделить территории для утилизации, кроме того, необходимы дополнительные производственные мощности: в том, что количество желающих превратить свою старую машину в груду железа резко возрастет, в министерстве не сомневаются. Кроме того, нужны исполнители – государственные и частные предприятия.
Детали программы пока не известны. При разработке проекта автосубсидий чиновники опирались в основном на опыт других стран, в первую очередь, Германии, где утилизация субсидируется с начала года. Немецкая компенсация, конечно, значительно больше обещанной россиянам – 2500 евро, но и новый автомобиль за 10 тысяч в Германии – из области фантастики.
Немецкая программа превзошла все ожидания: всего за несколько месяцев продажи подскочили аж на 40%. Популярность программы среди немцев была столь высокой, что выделенные в январе на субсидии 1,5 миллиарда евро закончились уже к маю, и правительство было вынуждено отдать на доброе дело еще 3,5 миллиарда.
Как говорится, что немцу хорошо, то у нас – ведро с болтами. Старенький Volkswagen, который немец не моргнув глазом сдает в лом, многие предпочли бы новому автомобилю отечественного производства.
«С одной стороны, идея-то заманчивая, – говорит уфимец Владимир Колпаков, – но есть опасения, что будет как в поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда». В любом случае за 50 тысяч без сожаления отдам под пресс старую "шестерку"».
Пока же многие вопросы остаются открытыми. Например, можно ли получить по 50 тысяч за каждую машину, если у меня их, допустим, штук пять в гараже ржавеет? И если можно, то могу ли я оплатить новую «Калину» полностью этими сертификатами? А перепродать сразу же после покупки можно?
В общем, хорошая идея, как всегда, чревата злоупотреблениями, а то и дополнительной лазейкой для коррупционеров. В то время как Минпромторг шлифует нормативные документы по программе субсидирования, в Башкортостане уже полгода как действуют поправки к закону №84-з «Об административных правонарушениях». Согласно букве закона, владельцев автохлама надлежит беспощадно бить рублем. Правда, касается это лишь тех автовладельцев, чьи колымаги доживают свой век брошенными во дворах в разобранном или непригодном к эксплуатации состоянии. Штраф немаленький – от четырех тысяч рублей, притом что машину все равно увезут в металлолом.
Но даже если не дожидаться штрафа, а самому заняться утилизацией, за старенький «москвич» можно получить не более двух-трех тысяч рублей, минус расходы на эвакуатор. Сумма смешная по сравнению с обещанной правительством, проблема лишь в том, что оштрафовать могут уже сейчас, а программа начнет функционировать не раньше следующего года.