Очередная волна давления снова надвигается на праворульные автомобили: российские власти вновь вспомнили, что хотели ввести новый коэффициент при расчете стоимости полиса ОСАГО. Уверенности в том, что «их дело правое», добавило и то, что на днях «Российской газетой» были опубликованы разъяснения к новому техническому регламенту.
Самый волнующий вопрос, на который ясного ответа, впрочем, так и не было получено, связан с VIN-номерами. Дело в том, что согласно новому регламенту все автомобили должны иметь 17-значный VIN-номер, а у праворульных машин из Японии он 11-значный. В принципе, для исполнителей закона, то есть регистрационных подразделений ГИБДД, это достаточный повод отказать владельцу в регистрации.
Начальник отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергей Фомочкин так высказался по этому поводу: «С японским номером, действительно, все не так просто. У них VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Они по сути указывают номер кузова. Соответственно, VIN он считаться не может. Японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах этого нет. По формальным признакам такой автомобиль под требования регламента не проходит».
Путь «разруливания» сложившейся ситуации подсказал руководитель департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов: «Сейчас в рамках мероприятий по введению регламента мы будем разрабатывать единую базу данных практически всех автомобилей. И, скорее всего, создадим некую библиотеку VIN-номеров. Об этом уже достигнута договоренность с Ростехрегулированием».
Несмотря на существующие возможные пути решить все дела с праворульными машинами «полюбовно», страховщикам вменили пересмотреть размер полиса ОСАГО специально для них. Теперь подобные действия объясняют «конструктивной безопасностью». Под этим непонятным термином подразумевается то, что автомобили с «нормальным» левым расположением руля на наших дорогах менее опасны, чем машины с правым рулем.
По данным Автостата, почти каждая пятая иномарка в России с правым рулем. Так, на середину 2008 года в России зарегистрировано 11,3 млн автомобилей иностранного производства, из них 2,26 млн автомобилей с правым рулем (или 20% от общего парка). Большая часть праворульных автомобилей находится на Дальнем Востоке (84%), в Сибири (71%) и на Урале (22%). В европейской части России праворульные автомобили менее популярны. На юге России доля таковых машин составляет 7,4%, в Поволжье – 3,6%, в центре России – 3,1%, а на северо-западе нашей страны вообще менее одного процента (0,9%).
Как отмечают сами страховщики, с которыми нам удалось пообщаться, подобной статистики аварийности у них самих нет. Но тем не менее уфимские эксперты отмечают, что такие слухи появляются не в первый и не в последний раз. «Подобные разговоры последний раз ходили в мае и, как обычно, с подачи правительства Российской Федерации, – рассказывает сотрудник одной из страховых компаний Уфы, пожелавший остаться неизвестным. – Боюсь, что вопрос имеет больше политическую подоплеку, в рамках обсуждения проблемы: как нам изжить праворульные машины с земли российской».
Но открыто признать это на федеральном уровне чиновники пока отказываются. Как заявил «Российской газете» руководитель департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов: «Правительство поручило предусмотреть возможность введения поправочных коэффициентов с учетом конструктивной безопасности автомобилей. То есть чем автомобиль безопасней, тем ниже понижающий коэффициент. Логика в этом есть».
То есть законодатели просто приняли к действию заявление первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, которое прозвучало еще в начале года. Напомним, что тогда он аргументировал увеличения пошлины высокой аварийноопасностью таких автомобилей. Рассчитывать тарифы должен будет Минфин. А для расчетов тарифа ОСАГО необходимо изучить статистику, доказывающую, что автомобили с правым рулем на дороге опаснее машин с левым рулем. Участники рынка уверяют, что такой статистики аварийности в России нет, так как ГИБДД не указывает в своих протоколах, какой автомобиль – с правым или левым рулем – попал в ДТП. Страховщики же, «как ни странно», новую идею правительства пока поддерживать не спешат. Хотя предполагается, что тариф поднимут в полтора раза.
«Зачем лишний раз бросать камень в тихую воду, пока еще ничего не повысили», – ответили нам в одной из уфимских страховых компаний. Но в конфиденциальном разговоре признали, что рано или поздно это все равно произойдет. Так что повышение коэффициента при расчете стоимости полиса ОСАГО для праворульных машин это только вопрос времени.