ГИБДД подвела итоги полугодия, и большинство показателей аварийности, смертности и травматизма показали тенденцию к снижению. Так, общее число погибших в результате ДТП снизилось на 13,4%, и если второе полугодие окажется не хуже первого, то итоговое число жертв дорог составит примерно 20 тысяч человек. С одной стороны – ужасающая цифра, с другой – еще пару лет назад этот показатель переваливал за 30 тысяч! За редким исключением (республика Тыва, Магаданская область) снижение смертности было зафиксировано во всех регионах России.
Однако число раненых как в среднем по России, так и в отдельных регионах снижалось не столь интенсивно – на 0-6%. Возможно, повлияло улучшение автопарка страны – системы безопасности спасают от гибели, но не от травм.
В Башкортостане число погибших снизилось на 18,1%, раненых – на 2,3%.
«Хочется отметить, что самая эффективная мера воздействия на водителей, которая сразу приводит к снижению количества ДТП на дорогах республики, – это увеличение размера штрафов за нарушение ПДД, – сообщили нам в отделе пропаганды УГИБДД Башкортостана. – Все остальное можно рассматривать как комплекс профилактических мероприятий. Мы, кстати, часто проводим акции, направленные на снижение травматизма. Работаем с детьми, школьниками. Водителям раздаем памятки и проводим профилактические беседы. Это хоть косвенно, но влияет на обстановку на дорогах. Наличие камер видеофиксации тоже вносит свой вклад. Ну и активная работа сотрудников ГИБДД, их самоотверженный ежедневный труд.
И активность сотрудников, и повышение штрафов, и изменение требований к государственному техосмотру, все влияет. Конечно, больше всего на водителей оказывает воздействие непосредственная угроза лишения прав. Следующее – большая сумма штрафа. Ну а государственные программы направленные на улучшение технического оснащения патрульных автомобилей очень сильно помогает нам в работе. Сейчас, например, в каждом патрульном авто установлен аппаратно-программный комплекс «Сова». Соответственно, инспектор может реагировать на нарушение своевременно и обоснованно. Все эти меры вносят свой вклад в дорожную обстановку».
Снизилось количество особо тяжелых ДТП, в каждом из которых в среднем гибло по три человека: общее число таких аварий упало на 15%, а количество жертв – на 29%. Отчасти это объясняется позитивной тенденцией в отношении «пьяных аварий», который зачастую имеют крайне тяжелые последствия – в среднем по России жертв по вине пьяных водителей стало на 28,2% меньше. Отчасти это объясняется серьезным увеличением наказания за езду в нетрезвом виде. Вместе с тем есть и аномальные области – в Самаре общее число пьяных аварий возросло на треть, а число погибших в них людей – более чем в два раза. Вероятно, на статистику повлияли 1-2 серьезных инцидента с нетрезвыми.
Снизились смертность и травматизм детей, правда, по регионам статистика более пестрая. В той же неблагополучной Самарской области число погибших детей увеличилось более чем в два раза.
К сожалению, ГИБДД России не ведет отдельной статистики по количеству сбитых пешеходов. Напомним, что в мае штраф за непропущенного пешехода вырос до 800-1000 рублей и по субъективным оценкам водители стали куда обходительнее с «двуногими». В любом случае, пока делать выводы рано и мы надеемся познакомиться со статистикой второго полугодия в начале следующего года.
На снижение смертности и травматизма на дорогах влияет целый ряд факторов: улучшение автопарка страны, ужесточение штрафов и даже финансовый кризис – люди стали реже ездить в дальние поездки, а самые тяжелые ДТП обычно происходят на междугородних трассах. Не стоит сбрасывать со счетов и саму систему подсчета. Не секрет, что от каждого структурного подразделения ГИБДД руководство требует непременного снижения показателей аварийности за отчетный период, и требует этого в основном на бумаге. А возможности для манипуляции цифрами есть всегда.