До сих пор в законе об ОСАГО присутствовала одна неприятная тонкость. Если вы попали в аварию по вине другого водителя, то выплату компенсации осуществляла не ваша страховая компания, а компания виновника. А где застраховался виновник – вопрос непредсказуемый, и нередки случаи, когда после ДТП потерпевший оставался один на один с сомнительной страховой компанией, которую он не выбирал.
Фактически, никто особо не заботится о том, чтобы застраховать ОСАГО в надежной страховой компании, ведь выплата идет третьим лицам, и качество работы страховой – их проблемы. По большому счету полис ОСАГО приобретался для галочки, чтобы не иметь проблем с ГИБДД.
Схема прямого возмещения убытков честнее: в этом случае, если по вине другого водителя пострадал ваш автомобиль, вы обращаетесь в свою страховую, которая выплачивает вам деньги, а затем взыскивает возмещение со страховой виновника. Таким образом, теперь имеет смысл страховать автогражданку в компании с репутацией, а не той, что поближе к дому.
До сих пор страховщики жаловались на отсутствие четкой схемы прямого урегулирования убытков, которая должна вступить в силу уже 1 марта 2009 года. На днях правительство опубликовало в «Российской газете» приказ «Об утверждении Требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиками, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков».
Схема прямого возмещения убытков имеет некоторые ограничения: к рассмотрению принимаются ДТП, в которых нет пострадавших, и в аварии участвовало не более двух машин. После подачи пострадавшим стандартного перечня документов в свою страховую компанию она обязана принять решение о выплате или предоставить обоснованный отказ в течение 30 дней. Последнее обстоятельство не может не удручать: став жертвой чьей-то невнимательности, вы будете ездить на разбитом автомобиле больше месяца, ведь, помимо получения денег, необходимо осуществить сам ремонт.
Для работы по схеме прямого возмещения убытков страховые компании должны присоединиться к соглашению – документу, регламентирующему отношения между страховыми компаниями по вопросам прямого возмещения.
Расчет между страховыми компаниями происходит в безналичной форме. У страховой компании виновника есть максимум семь дней на то, чтобы перевести деньги на счет страховой компании пострадавшего после того, как та осуществила выплату денег и предоставила все необходимые документы. В любом случае пострадавшего эти расчеты уже не волнуют. Для крупных компаний с большим объемом выплат предусмотрена схема компенсации не по каждому случаю, а в течение некоторого отчетного периода. Наверняка компании будут использовать схемы взаимозачетов, что значительно уменьшит объемы денежных переводов.
Схема прямого возмещения убытков, безусловно, – шаг навстречу клиентам. С другой стороны, увеличение страховых тарифов и ряд последних изменений в законе об ОСАГО (в частности, касающихся утери товарной стоимости и износа деталей), плюс увеличение срока рассмотрения вопроса о выплатах делают ОСАГО далеким от идеала автомобилистов.
«С 1 марта вводятся сразу две нормы – прямое возмещение и европротокол, – объясняет начальник группы возмещения убытков страховой компании «Уралсиб» Артур Мардамшин. – Введение прямого возмещения – это полезная норма для создания здоровой конкуренции в среде компаний, занимающихся страхованием. Если раньше владельцам машин было все равно, в какой компании оформлять ОСАГО, то теперь они станут подходить к этому осознанно. Ведь за возмещением придется идти туда, где подписал договор.
Поэтому ненадежные компании с рынку уйдут, а сильные останутся. А страховщикам придется разрабатывать новые правила и методики, приводить их все к единообразию так, чтобы все расчеты были одинаковы. Что касается европротокола, то здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, упрощение процедуры оформления – благо, но с другой – возможно, это будет толкать людей на мошенничество. Соответственно, будут ужесточены проверки фактов ДТП. Ну, и работы, несомненно, прибавится».
Фото: Фото с сайта Kolomensky.com