О предложении госавтоинспекции изменить порядок выдачи автомобильных номеров мы уже писали . Сейчас наконец-то стали известны новые подробности об инициативе ГИБДД.
Автомобили россиян с 2009 года будут ставиться на учет по упрощенной схеме: госномер будет выдаваться один раз, а автомобиль будет переходить от одного владельца к другому без переоформления номерных знаков.
«Это нереально, – сказал начальник управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов на одной из пресс-конференций, – если оставлять старые номера на автомобиле при смене владельца, то новому хозяину, возможно, придется отвечать за все былые нарушения, связанные с этим госномером».
Изучив опыт зарубежных коллег, федеральное руководство ГИБДД пришло к выводу, что нашей стране есть что перенять: в США и Европе такая система действует уже много лет и весьма успешно. Теперь и российские водители вместо бесконечных очередей смогут за пару часов пройти все необходимые процедуры в ГИБДД.
Сейчас при продаже автомобиля по закону можно сохранить номер. Но желание владельца оставить номерной знак обычно связано с большими трудностями. Так что этой возможностью практически никто не пользуется. Хотя на сегодняшний день госномер приписывается не к транспортному средству, а к самому владельцу машины.
Схема сохранения номера выглядит так: сначала автовладелец пишет заявление в МРЭО, откуда оно пересылается в управление ГИБДД. А там уже все зависит от воли начальников инспекции: решение о возможности сохранения номера принимают именно они. При этом нужно иметь сразу две машины: старую, которая предназначена для продажи, и новую. Большинство из тех, кто все же решился пройти эти инстанции – это владельцы «красивых» номеров. Понятно, с хорошим номером и расставаться не хочется.
«Моя машина была зарегистрирована в Уфе, прописана я была в Стерлитамаке, – рассказывает Екатерина Белова, – когда пришло время ее продавать, мы сняли ее с учета, получили транзитные номера, а при регистрации новой машины получили уже другие. Сохранить прежние номера не удалось, мне тогда в ГИБДД сказали, что по закону это сделать нельзя. Но один мой знакомый свой «блатной» номер переставляет уже на третью или четвертую машину, наверно, заплатил там, кому следует».
Также в следующем году планируется жестко ограничить по времени инспекторов, занимающихся переоформлением транспортных средств. На стояние в очереди у автолюбителей должно будет уходить не более получаса, а на ожидание осмотра автомобиля инспектором – максимум 15 минут.
Еще полчаса на проверку документов: 15 минут ожидания в следующей очереди, 10 минут на определение подлинности маркировок, еще 5 – на проверку платежки. На оставшиеся процедуры, такие как заполнение бланков, загрузка данных в компьютерную базу и подпись документов – 23 минуты и ни минутой больше. Если инспектор не сможет уложиться в отведенный норматив, на него можно будет написать жалобу.
Но действительно ли все будет так радужно, как об этом заявляют в федеральном управлении ГИБДД? Решит ли это все возможные проблемы и неудобства, с которыми сейчас приходится мириться автолюбителям?
«Пусть меняют, что хотят, – говорит автолюбитель Андрей Казаков, недавно продавший свою машину, – хуже точно не будет!»
Действительно, если регистрационный знак ранее «засветился» при дорожно-транспортных происшествиях или был замечен свидетелями при совершении какого-либо преступления, нести ответственность, скорее всего, будет новый владелец. К тому же сейчас на дорогах Уфы появляется все больше камер видеонаблюдения, а система рассылки штрафных квитанций переходит на автоматический режим, значит, причин для беспокойства у новых владельцев автомобилей будет больше.