Каждый день на дорогах республики происходят аварии. Печальная статистика свидетельствует: только за первые шесть месяцев года в дорожно-транспортных происшествиях погибли 270 человек, более двух с половиной тысяч получили травмы различной степени тяжести. Конечно, действия ГИБДД приносят свои результаты: аварийность впервые за последние годы наконец начала снижаться.
Однако более чем в половине случаев основной причиной смертности на дорогах остается несвоевременно оказанная медицинская помощь. Поэтому на прошедшем недавно международном конгрессе по безопасности дорожного движения «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», было принято решение разместить на стационарных постах ДПС медицинские пункты, а на тех постах, где это возможно, и вертолетные площадки.
Поможет ли это в нелегком деле спасения жизней пострадавших? Все чаще звучат предложения пойти дальше и не ограничиваться постами ДПС. Директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, например, предлагает обучать водителей навыкам оказания первой медицинской помощи, а инспекторов ГИБДД подготовить на уровне парамедиков, и оснастить патрульные автомобили более серьезными медицинскими средствами, к примеру, аппаратами искусственного дыхания.
Идея не нова: еще полтора года назад директор Московского городского НИИ скорой помощи имени Склифосовского Могели Хубутия предложил организовать специальные курсы для сотрудников ГИБДД. Пока же все занимаются своей работой: инспекторы оцепляют место аварии, устанавливают причины происшествия, а пострадавшие в ДТП ждут приезда скорой помощи. «Я никогда не видел, чтобы сотрудники ГИБДД наклонились над пострадавшим и оказывали помощь, потому что они не знают, зачем туда наклоняться», – сказал тогда Хубутия.
Все меры, предложенные на международном конгрессе по безопасности дорожного движения, теперь должны быть законодательно закреплены. Но простого закона мало: необходимо, чтобы правила взаимопомощи на дорогах, уважение к другим участникам движения и чувство ответственности за свои действия стали основными для участников дорожного движения.
На сегодняшний день навыкам оказания первой медицинской помощи обучают всех спасателей МЧС. В каждой бригаде спасателей обязательно присутствует профессиональный врач. Если закон об обязательном обучении водителей и инспекторов будет принят, это, безусловно, поможет резко снизить количество смертельных случаев на дорогах. С этим согласны и медики. «К сожалению, очень много случаев, когда медики не в состоянии что-либо сделать, так как пострадавшему в ДТП вовремя не была оказана первая помощь», – говорит сотрудница отделения реанимации одной из уфимских больниц Оксана Аглиуллина.
Что делать, если вы попали в ДТП? На эту тему написано множество статей и даже книг. Но главное: жизнь и здоровье человека ценнее любого помятого автомобиля. Но первую помощь зачастую приходится оказывать в сложной и неблагоприятной обстановке: мешают либо погодные условия, либо интенсивное движение, а иногда пострадавшие находятся внутри разбитых машин, откуда их бывает довольно трудно высвободить. Если вы можете хоть чем-то помочь – помогите! Остановите кровотечение, наложите шину, сделайте искусственное дыхание.
Но главное на дороге – это соблюдение правил дорожного движения, которые призваны обеспечить безопасность водителя, пассажиров и пешеходов.