С тем фактом, что метрополитен в столице так и не построят, уфимцы уже смирились. Также пока только на бумаге остается проект наземного метро. Но к идее развития железнодорожного сообщения в Уфе вернулась администрация города.
Существующие в городе железнодорожные пути проходят через все районы города: городские власти предлагают более активно использовать их для пассажирских перевозок. Для этого будут введены новые маршруты электропоездов и построены новые станции: в Демском районе – «Баланово», в районе проспекта Октября – «Бельский парк» и «Затонская» в центре города недалеко от моста через Белую.
Также скоростные городские поезда будут останавливаться на всех станциях, которые уже есть в Уфе, а маршруты будут проходить через весь город: от станции Уршак через железнодорожный вокзал до Шакши. Для удобства уфимцев будут работать специальные эскалаторы, на которых пассажиры смогут добраться от станции в город.
Студентка Нефтяного университета Юлия Андреева говорит: «Я живу в Деме, а учусь в Черниковке. Каждое утро дорога до университета и обратно занимает много времени. Можно, конечно, добираться на электричке, но времени уходит столько же. Если начнут ходить экспрессы, думаю, это даст мне возможность хоть высыпаться по-человечески».
Когда заработают скоростные электропоезда, пока неизвестно, но в эффективности этого транспорта и в том, что он быстро завоюет популярность среди горожан, сомнений в администрации города нет. «Скоростная электричка станет хорошей альтернативой метро», – говорит начальник УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов.
Но сможет ли железная дорога выдержать дополнительную нагрузку? «Идея использовать скоростные электрички для пассажирских перевозок не нова, это хорошо забытое старое, – говорит пресс-секретарь Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Сергей Спатар, – электропоезда еще в советские времена активно использовалась для перевозки рабочих на предприятия и заводы в северную часть города, практически все районы города были связаны железнодорожными путями. Из Демы в Черниковку можно было доехать за 25-30 минут, что было бы невозможно на автотранспорте ни в то время, ни сейчас.
Проблема в том, что участок Транссибирской магистрали, по которому придется ездить скоростным электричкам, очень загружен. И даже если экспрессы помогут уменьшить движение на улицах города, тем самым они создадут пробки уже на железной дороге. Поэтому вопрос о введении скоростных электропоездов сейчас изучается руководством Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги».
Совсем недавно с проспекта Октября в Уфе убрали последние трамвайные пути. За более чем полувековую историю своего существования уфимский трамвай стал одним из символов города, и участок от Госцирка до Комарова долгое время соединял южную и северную части столицы. История уфимского трамвая началась в тридцатых годах прошлого столетия с первого маршрута на улице Ленина. К 1986 году уфимская трамвайная сеть разрослась до 156 км.
Новый век внес свои поправки: стремительно растущее количество автомобилей на улицах Уфы спровоцировало заторы на дорогах, в частности на главной дороге столицы – проспекте Октября. В связи с этим было принято решение демонтировать пути на участке от Аграрного университета до Госцирка. А в этом году окончательно прервалось трамвайное сообщение между Черниковкой и остальным городом.
Теперь это станет частью истории уфимского трамвая, пока сами трамваи окончательно не исчезли с улиц города. Но основная цель, которую преследовали чиновники, – решить проблему пробок – не достигнута, хотя движение на проспекте Октября стало заметно свободнее.
Достаточно спросить любого, кто в час пик стоит на остановке, чтобы сделать вывод: общественный транспорт не справляется с пассажиропотоком. Будем надеяться, что в ближайшие годы все эти проблемы останутся в истории, как трамваи, которые еще буквально полгода назад ездили по проспекту Октября.