Сейчас по всей России идет волна борьбы местного самоуправления с «опасными» маршрутками. Наконец-то она докатилась и до нас. Совсем недавно власти Стерлитамака разгрузили городские улицы, убрав с них более ста автобусов марки «Газель». Эта заслуга принадлежит специально созданной весной этого года комиссии администрации города, в которую вошли представители ГИБДД, депутаты Горсовета, юристы и сотрудники организаций, осуществляющих контроль за городским автотранспортом и дорогами.
Комиссией был проведен тендер на осуществление пассажирских перевозок, в котором предъявлялся ряд требований к компаниям, занимающимся этими перевозками. Согласно им на улицах Стерлитамака должны осуществлять перевозки только автобусы, вместимость которых составляет более 15 человек, а маршруты обязаны быть периодичными по времени. «Сердце» автобуса должно «стучать» по экологическим стандартам «Евро-3», а рулевая оснащаться гидроусилителем. После единогласного принятия депутатами Городского Совета постановления чуть больше 100 микроавтобусов «Газель» были убраны с улиц города, зато появились вместимые «Нефазы» и комфортные Mersedes Sprinter.
«К этому шагу мы шли уже давно, много консультировались с коллегами из администрации Уфы, затем провели некоторые исследования в Стерлитамаке, и уже в мае этого года был объявлен конкурс для участников пассажирских перевозок в городе. «Газели» очень травмоопасны, поэтому было решено предложить горожанам более комфортные транспортные средства, тем более что «Газели» дублировали большинство городских маршрутов автобусов и троллейбусов, поэтому изменений в транспортном сообщении жители не заметят.
Долго мы собирали информацию на каждого участника конкурса, перелопатили все базы ГИБДД по аварийности и нарушениям, также проверяли материально-техническую базу, а еще в целях безопасности дорожного движения у предприятий должна быть своя станция технического обслуживания. Отсев был большой, в итоге проверку прошли только две базы «БашАвтоТранса» – они полностью соответствовали всем требованиям. Планируем на следующий год еще раз провести такой конкурс и посмотрим, что из этого получится», – прокомментировал начальник отдела промышленности, транспорта и связи администрации Стерлитамака Андрей Коркин.
На прошлой неделе и в администрации Уфы прошло одно мероприятие, коснувшееся столичных маршрутных такси. На конкурсе проводилось распределение фирм и маршрутов, которые будут иметь возможность осуществлять пассажирские перевозки. Вот и Уфа приняла эстафету «зачистки» улиц. Было решено, что до нового года количество «Газелей» сократится, причем на приличное число. Около 900 автобусов, у которых вместительность составляет менее 15 пассажирских мест, исчезнут с улиц Уфы, а вместо них частные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны будут закупить до 1 января более вместительные и комфортабельные автобусы.
«Естественно, «Газели» нужно убирать с центральных улиц Уфы. У нас осуществляют перевозки примерно десять тысяч автобусов, из низ две тысячи – «Газели», ДТП ими совершаются намного чаще, чем другими транспортными средствами. Например, в Уфе есть один частный предприниматель по фамилии Исаев, так по вине его маршрутных автобусов марки «Газель» произошло 10% от общего числа всех ДТП в городе. Была поставлена цель сократить количество транспорта без ущерба для пассажиров. В основном мы будем отдавать предпочтения автобусам, которые больше и вместительнее, чтобы по техническому паспорту было разрешено перевозить граждан стоя – в маловместительных «Газелях» это запрещено, но все равно водители пытаются перевозить, хотя сотрудники ГИБДД с этим борются. Башкортостан скоро догонит по количеству автотранспорта такие города, как Москва и Санкт-Петербург. Уфа занимает одно из самых высоких мест по автомобилизации», – рассказал заместитель начальника управления по обеспечению жизнедеятельности города – начальник отдела транспорта и связи Николай Плотников.
Сейчас в Уфе функционирует около 130 маршрутов, из них только 42 – государственные, в которых действуют различные льготы, а остальные 88 принадлежат десяти частным фирмам. Но не все «Газели» исчезнут из Уфы – они будут обслуживать 19 маршрутов по вспомогательным улицам столицы, а два маршрута будут обслуживать большие автобусы, которые вмещают более чем 30 пассажиров. В большинстве случаев будут работать Mersedes Sprinter и Ford Transit – им было отдано 67 направлений.
Но это решение еще не окончательное, так как ориентировочно в конце этого года или в начале следующего тендер на маршруты автобусов придется заново пересматривать, потому что в Государственном собрании – Курултае РБ депутатами рассматривается закон «О пассажирских перевозках» – он должен в который раз сменить нормы перевозок для предпринимателей, занимающихся этим бизнесом. В первом чтении он прошел, осталось ждать еще два.