В Уфе прошел чемпионат и первенство России по трассовому автомоделизму. Соревнования проходили с 25 по 31 марта на базе станции юных техников Советского района.
Первые игрушечные автомобили-модели появились немногим позже своиз прообразов, в самом начале ХХ века. Их родиной считают Германию, город Нюрнберг. В конце 50-х годов прошлого века в США появился новый забавный аттракцион – люди гоняли по специально оборудованной «трассе» модели машин. Однажды один из участников забавы предложил провести соревнование на скорость. Так и родился технический вид спорта – трассовый автомоделизм. Он быстро распространился в Америке и Европе, сегодня даже многие именитые гонщики Формулы 1 не прочь иногда погонять в slot racing cars.
Теперь автомодельный спорт включает в себя создание моделей автомобилей и испытания их на специальных трассах. В СССР автомоделизм появился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма. В 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С 1957 ежегодно проводились Всесоюзные соревнования по автомодельному спорту, с 1960 - соревнования на установление рекордов по автомодельному спорту для гоночных моделей, с 1964 – Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 автомодельный спорт был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
Существуют разные типы гоночных моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии – уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объем цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см.
Несмотря на свои скромные размеры, модели развивают скорость до 250 км/ч. Соревнования по автомодельному спорту проводят на кордодроме – бетонном кольце диаметром около 20 м, по которому модели движутся на кордовой нити. Дистанция испытаний – 250, 500, 1000 и 2000 м. Радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м. Квалификацируются автомодели так: автомодели-копии с электродвигателем, автомодели кордовые, радиоуправляемые модели с электродвигателем, радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания.
В последние годы автомоделизм в России стал очень популярен. Ежегодно проводятся крупные соревнования и чемпионаты в разных городах.
«В Уфе мы проводим чемпионат и первенство по автомоделизму уже в третий раз. министерство спорта, министерство образования и Росспорт занимаются организацией этого мероприятия совместно. Очень большую поддержку оказал индивидуальный предприниматель Павел Усов, он не только подарил станции юных техников новую трассу, но и дал возможность уфимским детям заниматься на ней бесплатно», – говорит начальник отдела спорта и подготовки резерва министерства спорта РБ Василий Жирнов.
Павел Усов еще в детстве увлекся автомодельным спортом. Вырос, но про хобби не забыл. Бизнесмен на свои деньги построил трассу и подарил ее СЮТ Советского района Уфы. На сегодня она – одна из самых лучших в мире.
Принцип работы трассы прост. Игрушечные машинки приводятся в движение силой тока, внутри автомобиля – моторчик. Дорожка разделена пополам – на одну сторону подается «плюс», на другую «минус». Цепь замыкается кнопкой на пульте управления. Двигатель болида выдает до 25 тысяч оборотов в минуту, скорость – до 100 километров в час. Гонщики едва успевают поворачивать головы вслед своим ласточкам.
«Конечно, уникальная трасса построена по последнему слову техники. Учтен опыт не только российского трассостроения, но и мировой опыт», – говорит вице-президент Федерации автомодельного спорта России Карим Сарьянов.
Чемпионат проходил бурно и весело. В здании станции юных техников царила праздничная атмосфера. В первый день состоялся заезд участников со всей России. В этот же день прошло официальное открытие. Дальше все команды приступили к тренировкам. Дух соревнований витал в воздухе, всем хотелось стать победителями. Свои надежды на первенство охотно высказывали не только дети, но и тренеры, руководители команд.
«Я уже пять лет занимаюсь автомоделизмом. У нас в Орске есть клуб во Дворце пионеров, там мы тренируемся. На соревнованиях участвую в третий раз. В 2006 году я занял первое место на чемпионате в Уфе. На этих соревнованиях тоже хочется конечно выиграть», – говорит участник соревнований из Орска школьник Денис Аралбаев.
«У нас очень сильная команда. В Санкт-Петербурге целых четыре клуба есть для занятий по трассовому автомобилизму. В прошлом году мы заняли первое место. Думаю, что в этот раз результаты должны быть тоже неплохие», – сказал представитель команды Санкт-Петербурга Игорь Шибаев.
Заезды в различных классах моделей проходили в течении пяти дней. Сегодня прошло официальное закрытие чемпионата. Подведены все итоги, награждены победители. Станция юных техников провожает своих гостей из других городов.
«Результаты у нас получились такие: среди взрослых – 1 место – СЮТ Уфа, 2 место – Санкт-Петербург, 3 место – Кузнецк. Среди юношей: 1 место – Кузнецк, 2 место – Новороссийск, 3 место – СЮТ Уфа. Особенно хочу выделить Эрнеста Хантемирова из команды станции юных техников Уфы. Все прошло просто отлично! Победителей наградили кубками, медалями, дипломами. А победителей в возрастной категории от 12 до 18 лет номинировали на премию, которая в денежном эквиваленте составит 60 тысяч рублей за первое место и по 30 тысяч рублей за второе и третье. Хочется отметить высокий уровень организации.
Станция юных техников Советского района Уфы великолепно справилась с поставленной задачей. Вынести на себе мероприятие такого уровня – это огромный труд. Директору СЮТа Марату Жуманову это удалось прекрасно. Следущее соревнование по трассовому автомоделизму у нас планируется осенью в Волгограде, дальше будут встречи в Анапе и Сочи. А уровень у нас уже такой, что свободно выступаем на всемирных соревнованиях, с таким уровнем организации и к себе могли бы пригласить мировой чемпионат», – говорит главный судья чемпионата из Омска Евгений Емельяненко.
«Очень доволен тем, как все у нас прошло. Гости тоже довольные разъезжаются, всем у нас понравилось. Я очень устал, но это приятная усталость! Еще радости прибавляет, конечно, то, что наша станция заняла первые места», – говорит директор Станции юных техников Советского района Уфы Марат Жуманов.
Вот такое радостное событие произошло в Уфе. Надо отметить, что страсть к маленьким машинкам не всегда утихает с приобретением большой. Скорее, она делает шаг от малого до великого проще, позволяя еще в школьные годы набраться необходимого опыта.
Фото: Фото c сайта http://slotracingcar.moy.su