В будущем году количество хороших дорог в России увеличится – во всяком случае так обещает глава Росавтодора Олег Белозеров (именуемого в народе «Росавтодыр»). Это федеральное агенство намерено, наконец, отказаться от мелкого ремонта дорог федерального значения и заняться капитальным ремонтом участков трасс длиною 90-100 км. По словам чиновника, в этом году в России было построено свыше 500 км новых дорог, и 3 500 км было отремонтировано. По нормативам такой ремонт должен производиться не реже одного раза в десять лет, что означает ремонт дорог протяженностью не менее 7 500 км.
Уже сейчас очевидно, что и в следующем году Росавтодору не удастся достичь нормативов, ведь на 2008 год запланирован ремонт 5 000 км федеральных трасс. Но Олег Белозеров не унывает: «Во-первых, потому что после долгих лет появилась устойчивая тенденция к увеличению объемов ремонта – сейчас это самое главное. А во-вторых, пользователи не смогут не заметить улучшения качества на 5 тысячах километров дорог».
Также в планах этого агенства на 2008 год завершение работ на трассе Чита-Хабаровск, ликвидация разрыва на трассе «Колыма» (хотя до этого уже несколько раз было объявлено о конце строительства) и начало грандиозной стройки трассы Иркутск-Якутск протяженностью 2 700 км.
Естественно, что наращивание объемов строительства и ремонта требует увеличения выделяемых сумм из федерального бюджета. Так, в прошлом году из федерального бюджета было выделено 136 миллиардов рублей, в нынешнем – 223 миллиарда, а на 2008 год выделят 330 миллиардов. «Еще в 2005 году мы подсчитали, что на дорожные нужды в год надо 600-700 миллиардов рублей. И вот вместе с финансированием из местных бюджетов на следующий год на дороги в России впервые будет выделена именно такая сумма», – полагает Олег Белозеров.
Несмотря на то, что Росавтодор обладает огромным аппетитом по освоению федеральных средств, ситуация на федеральных дорогах все еще близка к критической.
Многие уфимцы уже не раз убеждались в этом, выезжая на лыжные курорты Аши и Трехгорного. Трасса M5, проходя мимо Уфы в сторону Челябинска, расширяется и приобретает дополнительные полосы для обгона, но, покинув пределы Башкортостана, дорога превращается в разбитую «дорогу смерти» с лежащими по бокам грузовыми фурами. На перегоне Уфа – Самара состояние дорожного полотна местами также ужасает. В прошлом году на трассе М5 произошло 146 аварий, погибло 45 человек, 178 получили ранения. Реконструкция трассы М5 началась в 1997 году, но федеральных средств на ремонт выделяется мало. Всего нужны 25 миллиардов рублей, но за время реконструкции Челябинская область получила только 329 миллионов. При таком финансировании ремонт должен будет закончиться через 115 лет. В Башкортостане ситуация лучше: помимо федерального финансирования в 2007 году на поддержку дорожного хозяйства направлено 5 миллиардов 823,8 миллиона рублей, или 9,2% от всех расходов республиканского бюджета.
А министр транспорта России Игорь Левитин во время рабочего визита в Уфу летом 2007 года, сообщил, что реконструкция трассы Москва–Челябинск отложена еще на несколько лет.
Сколько денег теряет экономика и рядовой автолюбитель от износа транспорта и аварийности? Миллиарды рублей и долларов.
В результате напрашивается неутешительный итог: Россия, собирая в течении 10 лет сверхприбыли от экспорта нефти, все еще не может решить свой извечный дорожный вопрос. Очевидно, что эта проблема решается только в порядке очередности – сначала избавиться от дураков и лишь затем починить дороги.