Со стороны ФАС (Федеральной антимонопольной службы России) прозвучала инициатива внести поправки в Земельный кодекс РФ, которые запрещали бы выделять участки под строительство АЗС компаниям, чья доля на рынке нефтепродуктов превышает 35%.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил следующее: «Мы сейчас подготовили поправки о том, чтобы запретить компаниям любым – государственным или частным – в случае, если их доля в рознице будет превышать 35%, получать права на размещение новых бензоколонок. Новые бензоколонки должны строить в этом случае их конкуренты, а они не должны иметь, до того как их доля станет ниже 35%, права на выделение земельных участков вообще».
Предлагаемая ФАС поправка, разработка которой была продиктована «локальным монополизмом отдельных компаний», по его словам, уже одобрена правительством. «Мы рассчитываем, что это будет поправка в Земельный кодекс в первом квартале следующего года», – сообщил И. Артемьев. Высшим должностным лицам субъектов РФ еще в 2005 году, было рекомендовано взять под особый контроль ситуацию с распределением земельных участков, выделяемых под строительство автозаправочных станций. По мнению ФАС, таких рекомендаций оказалось недостаточно и «антимонопольщики» выступили с законодательной инициативой.
Если поправка будет принята, то от нее пострадают в первую очередь крупные вертикально интегрированные компании (ВИНКи), занимающие максимальные доли в большинстве регионов. Крупным нефтегазовым холдингам, таким как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «ТНК-ВР», необходимо постоянно развиваться, и они это успешно делают, расширяя свои сети АЗС. Проект ФАС может остановить их развитие. В Уфе из таких крупных федеральных сетей АЗС присутствует только «ЛУКОЙЛ».
Кроме того, в перспективе это событие может привести и к другим негативным последствиям, уже не только для нефтяных гигантов. Не секрет, что многие мелкие частники занимаются реализацией некачественного или попросту разведенного бензина, поэтому увеличение их доли на рынке повлечет за собой снижение общего уровня качества топлива.
Впрочем эксперты полагают, что эти действия ФАС продиктованы отнюдь не заботой о мелких предприятиях, а лоббированием региональных властей, которые стараются поддержать локальных розничных продавцов топлива.
«Принятие поправки не приведет к снижению цен, – говорит аналитик московской инвестиционной компании «Антанта Капитал» Тимур Хайруллин. – Вместо монополии будет олигополия, 5–6 крупных участников рынка, и цены на нефтепродукты все равно не будут ниже, чем при монополисте, так как такого количества продавцов топлива слишком мало для создания реального конкурентного рынка, лишь при условии которого цены могли бы снизиться».
Генеральный директор уфимского агенства недвижимости «САН» Рустэм Камалов заявил следующее: «За последние четыре года две компании, (одна из которых федерального, а другая регионального уровня) выходили с инициативой расширения сетей АЗС в городе Уфе. Но им было отказано, так как на основании расчетов соотношения населения, автомобилей и уже действующих АЗС, проведенных петербургскими специалистами Института экономики города, Уфа не нуждается в увеличении количества АЗС».