34-летняя жительница Ишимбая Альбина потеряла ребенка на девятом месяце беременности. По ее словам, в этом виноваты врачи родильного дома № 4 в Уфе, которые вместо того, чтобы своевременно оказать ей медицинскую помощь, когда она истекала кровью, отправили ее спать. Однако, по словам представителя Минздрава, нарушений со стороны медработников не было.
В ситуации разбирался журналист UFA1.RU.
«Я постоянно наблюдалась»
Как рассказала UFA1.RU Альбина Мухтарова (имя изменено. — Прим. ред.), первый ее неродившийся ребенок погиб, когда ей было 20 лет, — на сроке беременности в 30 недель произошло отслоение плаценты.
Забеременев в 34 года во второй раз, Альбина, с ее слов, сразу рассказала врачам о первом неудачном опыте материнства.
— Они переживали, что раз такое случилось первый раз, то и во второй может случиться. Поэтому я постоянно наблюдалась и три раза лежала в больнице в Ишимбае на сохранении, — объяснила Альбина.
По словам женщины, причиной тревог врачей стала гипоксия плода — недостаток кислорода, который возникает по причине различных патологических процессов. Но благодаря усилиям медиков, по словам Альбины, с этим синдромом удалось справиться.
— Мне ставили специальную систему, насыщали плод кислородом. На сохранении ставили уколы и почти устранили нехватку кислорода. Врачи говорили: ничего страшного, можешь сама рожать, не видим причины делать кесарево сечение, — утверждает Мухтарова.
Поставили обезболивающее и отправили спать
Зная о рисках второй беременности Альбины, медики из Ишимбая решили перестраховаться и, с ее слов, на сроке 38 недель отправили ее рожать в Уфу, в родильный дом № 4.
— 19 марта я приехала в роддом, и мне сказали, что сделают укол, вызывающий схватки, и если будут зеленые околоплодные воды, то будут меня кесарить, — говорит Альбина.
В ночь на 30 марта ребенок Альбины Мухтаровой «попросился на свет», но, с ее слов, не воды отошли, а началось кровотечение.
— Я подошла к врачу и сказала, что у меня идет кровь. Она осмотрела меня на кушетке и сказала: «Шейка матки открыта только на 4–5 пальцев. Я вас не могу отправить в родзал, могу кетонал (обезболивающее. — Прим. ред.) только сделать». Тогда я спросила ее: «У меня идет кровь, что это значит?» На что получила ответ: «Это нормально, так и должно быть, иди спать», — говорит Мухтарова.
«Рожала уже мертвого ребенка»
Со слов Альбины, ей поставили обезболивающее и она смиренно пошла к себе в палату, но уснуть не вышло — она бродила по коридору и истекала кровью.
— Схватки у меня не прекращались, еще ночью я чувствовала, как малыш шевелится. Тогда он брыкался, и даже очень активно. Потом после кетонала я уже не чувствовала ребенка. Две девочки по палате тоже говорили врачам, что кровь — это ненормально. Но те не обращали внимания, говорили, что кровь бывает у всех. Так я и ждала до утра. В 05:30 мне поставили клизму, без КТГ (проверка сердцебиения у ребенка. — Прим. ред.) и отправили в родзал, — говорит Альбина.
Только после того, как женщину подняли на 5-й этаж в родзал и сделали КТГ, выяснилось, что уже поздно. Со слов женщины, врачи ей сказали: «Ваш ребенок умер».
— После этого мне сделали окситоцин, препарат, который вызывает схватки, и я рожала уже мертвого ребенка. Сказали, что из-за отслоения плаценты ребенок задохнулся и умер. Просто меня нужно было раньше отправить, когда еще боли начались, сделали бы кесарево и могли бы спасти ребенка, — считает Альбина.
«Если бы могла вернуть время, поступила бы иначе»
Близкие Альбины решили не пускать ситуацию на самотек и собрались написать заявление в правоохранительные органы. Но Альбина, с ее слов, их отговорила — боялась, что врачи смогут нанести вред и ей.
— После случившегося ко мне пришла врач, я сказала ей, что на наш этаж привезли женщину на седьмом месяце с отслоением плаценты и у нее тоже шла кровь. На что я получила ответ, что у нее было много крови. Я спросила: «Почему ее ребенка спасли, а моего нет?» В ответ я услышала, что у нее не такое было отслоение, — говорит Махмутова.
В медицинском эпикризе (документ имеется в распоряжении редакции) сказано, что 30 марта у Альбины Махмутовой на сроке беременности 40 недель и 2 дня произошли роды мертвым, доношенным мальчиком весом 3260 грамм и ростом 54 см. В графе «осложнения» указано, что у женщины была острая преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты тяжелой степени и произошла антенатальная гибель плода.
— Я ждала 12 дней в роддоме в Уфе, чтобы за один миг моего малыша убили. Я доверилась врачам, хотя, когда пролежала там неделю, хотела уехать обратно в Ишимбай и рожать там. Тогда надо было уехать, а не ждать лежать, — говорит едва сдерживая слезы Альбина.
Пока Альбина была на восстановлении в больнице, ее малыша забрали родители и похоронили в родной деревне. А акушер, со слов женщины, только извинилась и заявила, что если бы она могла вернуть время, то поступила бы иначе.
«Кесарево сечение однозначно»
Что такое отслоение плаценты, в каких случаях оно может произойти, делают ли в таком случае кесарево сечение и всегда ли кровь — сигнал к тому, что беременная может потерять ребенка, журналисту UFA1.RU объяснила акушер-гинеколог Динара Калимуллина.
Как рассказала Динара, плацента прикрепляется к стенке матки. В ней есть кровеносные сосуды, которые передают материнскую кровь со всеми необходимыми микроэлементами, витаминами ребенку.
— Когда происходит отслойка плаценты, нарушается питание плода, в том числе и его дыхание. Всё зависит от площади этой самой отслойки, — объяснила врач. — Если отслоился большой участок, то это очень сильно скажется на функции, и это острое состояние. Бывает так, что отслойка незначительная. В таком случае оставшаяся часть, которая не отслоилась, берет на себя эту функцию.
Ключевой момент при отслоении плаценты, со слов Динары, — нарушение контакта между поверхностью матки и плаценты, как раз это место и начинает кровить, так как сосуды, грубо говоря, порвались.
— Чуть-чуть подкравливать, подмазывать может у всех женщин. Это действительно так. Но если беременная истекает кровью, это однозначно ненормально и здесь уже надо смотреть на объем отслоения и как быстро оно развивается. Это состояние экстренное. Надо тут же смотреть, делать КТГ и срочно бежать в операционную, потому что счет идет на минуты, а не на часы, — считает акушер-гинеколог.
Динара подчеркнула, что при отслойке плаценты кесарево сечение — единственный метод родоразрешения. При этом неважно — полная, частичная, тотальная острая или не острая отслойка.
— Это всегда кесарево сечение однозначно. По наследству это не передается, это состояние, которое может возникнуть у любой женщины. Факторами риска, так скажем, являются: высокое давление, гестоз, какие-то аномалии, пороки развития матки, половые инфекции, хронический эндометрит. То есть причин на самом деле много, и, как правило, их лучше выявлять в этапе до планирования беременности, — считает Динара Калимуллина.
Нарушений со стороны медработников не было
Альбина Мухтарова опубликовала обращение к Радию Хабирову в социальных сетях. 9 апреля специалисты Минздрава ответили ей, что 8 апреля была собрана медицинская комиссия с дежурным акушером-гинекологом и врачом, принимавшим у нее роды. — Примите наши искренние соболезнования. Мы связались с главным врачом Республиканского клинического перинатального центра Светланой Каримовой и выяснили информацию. В каждом подобного рода случае в РКПЦ проводят трехуровневую проверку контроля качества оказания медицинской деятельности с подробным анализом оказания медпомощи. Комиссия пришла к выводу, что нарушений со стороны медицинских работников не было, — сообщил Тагир Гизатуллин, официальный представитель Минздрава РБ.
UFA1.RU отправил запрос в Минздрав Башкирии в пятницу, 9 апреля, с вопросом: почему врачи предложили женщине рожать собственными силами, несмотря на первые неудачные роды. На момент публикации материала сотрудники ведомства не ответили. Но отметили, что направят ответ, как и положено, в течение семи дней, и запрос издания уже направлен в отдел по детям и роженицам. Как только мы получим ответ, обязательно опубликуем его на страницах сайта.