Ситуация у морга на улице Цветочной в Уфе вызывает массу возмущения у горожан. У маленького здания в гигантскую очередь выстраиваются десятки катафалков, нагнетая панику на горожан, а способ выдачи тел до сих пор вызывает вопросы. Если раньше в черных полиэтиленовых мешках с хлоркой выдавали тела только зараженных COVID-19, то сейчас эта же схема действует со всеми умершими в инфекционных госпиталях. Рост количества инфицированных коронавирусом пошел резко вверх: только за минувшие сутки заразились 68 человек, а за прошедшую неделю — 465. Официально от ковида в республике скончались 47 человек, но санитары уже давно спят по три часа в сутки из-за нескончаемого количества умерших. О том, что изменилось в подготовке тел к захоронению, от чего чаще стали умирать уфимцы, как работает трупный конвейер и почему наличие вирусной пневмонии — это 100% коронавирус, читайте в материале журналиста UFA1.RU.
Очередь из 20 катафалков
Самое первое, что бросилось в глаза, — это очередь из катафалков, которая тянулась к моргу от самой дороги. В 9 утра у патологоанатомического отделения на улице Цветочной находилось ровно 20 машин, которые то и дело сменяли друг друга. Еще больше по численности оказалось родственников умерших. В условиях пандемии маленькое здание морга поделили на «чистую» и «грязную» зоны. Горожане оккупировали лишь последнюю — в день репортажа, 16 октября, выносили тех, кто умер в COVID-госпиталях.
На прощание — секунды
Смотришь со стороны и ужасаешься, словно город накрыл апокалипсис. Важная и психологически тяжелая процедура выдачи тела умершего превратилась в секундный конвейер: подъезжают четыре машины и одновременно на каталках вывозят четыре трупа в черных мешках. В мгновение их перекладывают в гробы. Родственники за эти секунды успевают лишь в последний раз взглянуть на лицо покойного, и мешок с телом и хлоркой закрывают навсегда — во избежание заражения открывать его больше нельзя. По крайней мере, таких правил придерживаются при захоронении умерших от особо опасных инфекционных заболеваний. Затем гробы грузят, и подъезжают следующие катафалки. За час все 20 тел по итогу успели вынести и передать родне. Еще летом тела выдавали с 8 до 10 утра, но сейчас время продлили до 3 часов дня. С ужасом представляешь, сколько человек умирает в ковид-госпиталях ежедневно и сколько еще труповозок столпится у здания морга за день.
В перечень особо опасных инфекций коронавирус включили еще 31 января 2020 года, постановление подписал председатель Правительства России Михаил Мишустин. Самое странное в данной ситуации то, что у тех, кого выносили из морга в пятницу, по словам их близких, не было подтвержденного COVID-19: причиной смерти у большинства умерших указаны пневмония или бактериальная пневмония, а также другие основные заболевания.
15 июня этого года, когда волна коронавирусной инфекции стала понемногу утихать, главный санитарный врач страны Анна Попова отменила ранее выданные рекомендации по захоронению умерших от подтвержденного COVID-19. Документ разослали руководителям регионов и представителям территориальных подразделений Роспотребнадзора. Однако сейчас на официальном сайте ведомства данного указания уже нет, но оно сохранилось в общем доступе за подписью Поповой.
В российских городах, например в Липецке, еще летом перестали зараженных хоронить в полиэтиленовых мешках и запаянных цинковых гробах. Так сообщает издание Gorod48.ru. Это весьма обескуражило работников ритуальной сферы, ведь не совсем ясно, чем умершие от коронавируса ранее отличаются от умерших сейчас. В Башкирии строгого правила захоронения инфицированных коронавирусом не было, журналист UFA1.RU наблюдал за происходящим у этого же морга еще в начале июля. Тогда катафалков было в два раза меньше, а озлобленность у санитаров не проявлялась. Впрочем, гробы открывали всё так же на мгновение.
К слову о цинковых гробах: в тот день, 16 октября, лишь одно тело забрали в таком, и тут же заколотили гвоздями крышку. Покойного похоронят в Израиле, подобный способ перевозки нужен для транспортировки умершего в самолете.
У родных умерших много вопросов
Наше внимание привлек мужчина, который стоял в сторонке и ждал выноса тела 32-летней супруги. Николай был в маске, как и все вокруг, скрывая под ней слезы и дрожащие губы. Его супруга, как выяснилось, страдала сахарным диабетом и скончалась от бактериальной пневмонии. По словам убитого горем мужа, он не понимает, почему любимого человека придется хоронить в черном мешке, если коронавируса у нее не было.
— Мы с сыном переболели ковидом, но у жены его не выявили, согласно бумажкам. Она попала в инфекционный госпиталь городской больницы № 18, где и скончалась от тяжелого осложнения, — вспоминает мужчина. — Она, как контактная, будет лежать в земле в этом полиэтилене, и попрощаться с ней мы не сможем. Вся эта статистика недостоверна: уменьшают цифры, результаты мазков меняют на отрицательные, но вот тела не отдают в нормальном виде, даже в последний путь достойно не отправишь близкого человека.
За этот год, по информации Минздрава Башкирии, резко возросла смертность от пневмонии — официально подтверждены 1500 случаев за последние 9 месяцев. 14 октября в регионе зафиксировали рекордную заболеваемость в сутки — 217 человек. Как отметили в ведомстве, пик был летом, но сейчас стало еще хлеще.
Пневмония — это 100% COVID?
Одетые в специальные противогазы, санитары, которые то и дело косились в нашу сторону, окончательно потеряли терпение и набросились на нас — журналистов — с нецензурными выражениями. Дело едва не дошло до кулаков, поскольку им стало непонятно, почему все вопросы адресуются к ним, а не в вышестоящую инстанцию. Журналисты UFA1.RU не раз обращались в Роспотребнадзор и Минздрав Башкирии, пытаясь выяснить реальные данные по количеству инфицированных и умерших от коронавируса. Однако довольствовались лишь ответом: «Вся статистика достоверна». Вот только болеющих пневмонией оказалось в разы больше. О том, как отличить вирусное воспаление легких от обычной пневмонии, рассказал врач-инфекционист COVID-госпиталя Глеб Глебов.
— Распознать можно по картине КТ. Есть характерные поражения на снимке при коронавирусе — оно выглядит как матовое стекло, очаговое поражение, «булыжная мостовая» в тяжелых случаях, — говорит Глебов. — Все люди, которые умерли от вирусной пневмонии, у них десятым пунктом в заключении о смерти может стоять ковид, а может и не стоять. Также стоит отметить, что на основании анализа на антитела без подтвержденного анализа ПЦР коронавирусная инфекция не устанавливается. Даже если у пациента есть иммуноглобулины M и G к COVID-19, мы не имеем права устанавливать диагноз без подтвержденного ПЦР. Если по ПЦР нет коронавируса, то ставится диагноз «подозрение на новую коронавирусную инфекцию», но это самый странный диагноз. В данном случае процент поражения легких не имеет значения, там может быть хоть 1%.
«Посмотрите, сколько тут трупов!»
В аналогичной ситуации оказался и другой уфимец, чья пожилая супруга скончалась от альвеолита легких в той же 18-й больнице. Многие годы она мучилась от данного заболевания, но на днях организм женщины не выдержал. При таком заболевании воспаляются и поражаются дыхательные пути. По словам медиков, летальный исход может вызвать какой-либо вирус, но COVID-19 у нее не был подтвержден. Её тело супруг забирал вместе с родственником, мужчина в годах рыдал, не скрывая своего горя. Он очень просил санитаров переодеть любимую в погребальное одеяние и снова упаковать в полиэтиленовый черный мешок. Однако сотрудники морга не спешили откликаться на мольбы мужчины, лишь огрызались: «Мне одним телом, что ли, заниматься, посмотрите сколько тут трупов!» Позже с боем и скандалом умершую всё же переодели.
— Она очень долго болела, но что-то её подкосило в последнее время. Я принес гвоздики, чтобы хоть немного по-человечески её похоронить, заказал гроб из дерева, — рассказал нам Владимир.
Нервы ни к черту
В какой-то момент у одного из санитаров морга, которые выносят тела родственникам, просто сдали нервы. Мы услышали кучу нецензурных выражений и угрозы запустить камнем нам в лицо. Мужчина еле сдерживался, чтобы не полезть с кулаками. После долгих переговоров выяснилось, что работать в таких условиях каждый день, особенно когда увеличилось количество смертей, стало адски тяжело. По словам медика, после того как этим летом он потерял от COVID-19 отца, его нервы стали сдавать. На самый главный вопрос, почему же людей, которые умерли без подтвержденного коронавируса, а от основных диагнозов, хоронят в мешке — он ответил просто: «Такой приказ».
— Мы — простые санитары, мы не можем ответить на этот вопрос. Нужно идти выше, а весь спрос почему-то именно с нас! Я объясняю близким умерших одно и то же по несколько раз в минуту. Как тут сохранить человечность, если ситуация в стране такая? Мы спим по три часа в сутки и снова идем на смену, потому что работы очень много, — рассказал санитар в противогазе. — Вы теряли близких? Я вот похоронил отца, я каждый день вижу кучи трупов: их везут и везут из инфекционных госпиталей.
Мужчина добавил, что менять работу не хочет и не может, быть может, именно смерть отца сыграла определенную роль, чтобы не сбежать из профессии. А также отметил, что не стоит так сильно паниковать из-за фотографий в соцсетях с гигантскими очередями из катафалков. По его словам, в соседнем морге — бюро судмедэкспертизы, где исследуют жертв убийств, и тела там выносят в таких же количествах, но в течение дня. Якобы именно по этой причине там не образовывается такого скопления людей. А в патологоанатомическом морге, где и находятся «грязная» зона, есть лишь определенное время для выдачи трупов, и их выносят все за раз.
Мешки с хлоркой — чье это решение?
Выяснить, почему умерших от пневмонии или от других диагнозов в COVID-центре хоронят в черных мешках, не удалось. Роспотребнадзор Башкирии благополучно игнорирует запросы редакции и не отвечает на звонки. Однако максимально простое объяснение удалось получить в Минздраве Башкирии.
— Насколько знаю по их распоряжению, всех умерших, вне зависимости от причины смерти в инфекционном госпитале, хоронят таким образом, так как возможна вероятность коронавирусной инфекции, — отметила руководитель пресс-службы Минздрава Софья Алешина.
Если вы хотите поделиться информацией о смертности в ковид-госпиталях, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101-84-78.