Пандемия коронавируса перекроила многим планы на отпуск, кого-то лишила работы, некоторым ударила по здоровью. Почувствовали на себе ее влияние и судмедэксперты — специалисты, которые устанавливают причину смерти.
Судебно-медицинский эксперт, которая попросила называть ее Дианой, рассказала корреспонденту UFA1.RU о специфике своей работы в условиях пандемии, о том, как различают причину смерти — от коронавируса или с коронавирусом — и как ковид влияет на здоровье людей с хроническими заболеваниями.
«Наибольшая вероятность столкнуться с телом инфицированного коронавирусом»
Обыватели считают, что судмедэксперт и патологоанатом — это один и тот же специалист, но это не так. Патологоанатом работает с телами людей, которые умерли от болезней в больницах или дома. Судмедэксперт же устанавливает причины наступления смерти при неизвестных, криминальных обстоятельствах, в случаях, когда умерший не имел установленного диагноза, не наблюдался в больнице или скончался скоропостижно. Также он помогает следственным органам в рамках различных процессуальных действий, проводит осмотр людей, которые подверглись насилию, избиению, устанавливает повреждения и степень их тяжести. С телами умерших людей с коронавирусом или с подозрением на него, судмедэксперты работают тоже.
— У судмедэксперта — наибольшая вероятность столкнуться с телом умершего, который был инфицирован коронавирусом, — рассказывает Диана. — Ведь он вскрывает тела тех, кто скончался скоропостижно, то есть не наблюдался по поводу какого-то заболевания в поликлинике, не имеет установленного диагноза. Судмедэксперт может также контактировать с зараженными образцами биоматериала, если их изъяли при исследовании уже инфицированного тела. А вот с живыми зараженными встретиться практически невозможно — заведомо больного человека никто не поведет на судебно-медицинское освидетельствование. Разве что это будет неожиданный контакт, когда даже сам инфицированный не знает о своей болезни.
Работу судмедэксперта безрисковой не назовешь, у них есть шансы заразиться многими заболеваниям помимо ковид-19 — это и туберкулез, и гепатит В и С, и ВИЧ-инфекция. В судебно-медицинских и патологоанатомических моргах по всему миру ежегодно регистрируются работники, которые заразились, выполняя свой профессиональный долг. А по ковид-19, говорит Диана, на данный момент ни одного случая заражения не зарегистрировано.
Легочная ткань по типу «матового стекла»
За все время пандемии, по ходу своей работы, Диане с коронавирусом пришлось столкнуться только раз. И то подозрение не подтвердилось.
— Это было тело пожилого человека с хроническими заболеваниями со стороны сердечно-сосудистой системы, — рассказывает она. — Он не наблюдался у врачей на постоянной основе, не имел четкого диагноза. На компьютерной томографии, которую сделали за несколько часов до смерти, выявили изменения в легочной ткани по типу «матового стекла» (характерное уплотнение). Это рентгенологический признак, который обозначает снижение прозрачности легочной ткани при визуализации.
Поэтому, когда тело поступило к экспертам в бюро, говорит Диана, все были наготове. Первым делом, для выявления возбудителя они провели все необходимые исследования. К счастью, диагноз коронавирусной инфекции не подтвердился. Оказалось, те изменения, которые работники скорой помощи приняли за проявления пневмонии, были признаками нарастающего отека легких в связи с развитием левожелудочковой недостаточности.
— Лично мне с зараженными легкими сталкиваться не приходилось, — продолжает Диана. — Но в медицинской литературе уже довольно подробно описаны пораженные легкие. А визуально от здорового можно отличить любой пораженный орган, вне зависимости — поражен он СOVID-19 или каким-то другим вирусом. И в принципе при наличии ковида в той или иной мере могут поражаться все органы, не только легкие.
В чем разница — умереть от коронавируса или с коронавирусом?
Диана объяснила, почему в одних случаях причиной смерти считают СOVID-19, а в других сопутствующие заболевания:
— Начну с того, что умереть от сопутствующего заболевания нельзя. На то оно и сопутствующее, что сопровождает основную патологию. Причина смерти человека, который инфицирован коронавирусом, устанавливается абсолютно так же, как и в любых других случаях. Выявляют причину смерти, которая привела к наступлению смерти, устанавливают заболевание, в результате которого развилось это осложнение. В некоторых случаях сделать это просто, в некоторых — сложнее. Особенно проблематично, когда пациент пожилой и имеет много хронических заболеваний, каждое из которых (даже изолированно) могло привести к смерти.
В каждом отдельном случае стоит разбираться, виноват коронавирус или нет.
— Умирают ли конкретно только от коронавируса? Пожалуй, умереть «чисто» можно только в случае, если будет какая-то травма, несовместимая с жизнью, — считает судмедэксперт. — Например, отсечение головы, расчленение тела или что-то в этом роде. Во всех других случаях — от основной болезни развиваются осложнения, которые и ведут непосредственно к смерти. У СOVID-19 таких осложнений достаточно много. Из основных — это вирусная пневмония, которая в свою очередь может осложняться присоединением бактериальной инфекции. Также выделяют респираторный дистресс-синдром (воспаление, повреждение легких), септический шок, тромботические осложнения. Если при вскрытии тела хронически больного человека нашли коронавирус, скорее всего, он умер от своей болезни, которая осложнилась СOVID-19. Если умер молодой и здоровый человек с коронавирусом, то, видимо, он умер от специфических осложнений коронавируса. Если говорят, что человек умер только от вирусной пневмонии, значит, пневмонию вызвал другой вирус, не СOVID-19.
«От трупа в воздух ничего попадать не должно»
О том, как с началом пандемии изменилась работа судебного медицинского эксперта, Диана рассказывает так:
— В плане объема работы, все осталось по-прежнему. Тем более основную массу умерших от СOVID-19 все-таки вскрывают в патологоанатомических отделениях соответствующих больниц. До судмедэкспертов они не доходят.
Как и в любом другом медицинском учреждении, к сотрудникам судебно-медицинской экспертизы применяются те же меры профилактики инфицирования коронавирусной инфекцией.
— Мы стараемся минимизировать количество людей, которые участвуют во всех исследованиях, проводим круглосуточное проветривание помещений, санитарную, УФ- обработку. Все сотрудники используют СИЗ. В секционном зале морга, где исследуют тела умерших, предприняли меры по ограничению возникновения аэрозоля. Это означает, что от трупа ничего в воздух попадать не должно и в воздухе летать — тоже. Например, пыль при распиле костей — теперь используются специальные пилы с вакуумной откачкой аэрозоля. В своей работе мы вообще стараемся минимизировать воздействия на труп и его ткани.
В отделении освидетельствования живых, как рассказывает Диана, тоже соблюдаются все санитарно-эпидемические правила: СИЗы, дистанцирование, санитайзеры и масочный режим никто не отменял. Также помещения круглосуточно проветривают, проводится санобработка, работают приборы для очистки воздуха. Медицинская одежда сотрудников обрабатывается после каждого приема.
«Тела хранят в изолированных помещениях в плотно закрытых пластиковых пакетах»
— Каждый труп никто на коронавирус не проверяет, — продолжает судмедэксперт. — Такие исследования проводятся только при подозрениях — при наличии при жизни характерных симптомов коронавирусной инфекции, контакте с зараженными, возвращению из зарубежных стран. У всех подозрительных по коронавиру тел берутся образцы для ПЦР (полимеразная цепная реакция. — Прим. ред.) на установление возбудителя.
О том, могут ли судмедэксперты и патологоанатомы заразиться СOVID-19 от инфицированных трупов, Диана говорит так:
— На сегодняшний день нет данных о заражении человека от трупа или его органов. Но известно, что вирус обладает высокой устойчивостью во внешней среде, особенно — при низких температурах. А в морге для этого просто идеальные условия — тела хранят в холодильнике. Поэтому людей, которые умерли от коронавируса, хоронят в герметичных пластиковых пакетах, предварительно обработанных дезраствором, в закрытом гробу. Проведение каких-либо церемоний на похоронах нежелательно, поэтому количество людей на прощании рекомендуют минимизировать. Всех умерших с коронавирусной инфекцией хоронят на общих кладбищах с соблюдением вышесказанных мер. Кремация происходит тоже в общем крематории с соблюдением всех внутренних санитарно-эпидемиологических мер.
По некоторым исследованиям методом ПЦР, вирус все еще выявлялся в дыхательных путях трупов на 2–3 сутки после наступления смерти. Поэтому, говорит Диана, при возможности вскрытие тел, которые инфицированы СOVID-19, производят в течение первых суток после наступления смерти. Труп отправляют в морг незамедлительно. Хранят тела в изолированных помещениях в плотно закрытых пластиковых пакетах.
Коронавирус и хронические болезни
Судмедэксперт также рассказала о том, как коронавирус влияет на здоровье хронически больных людей.
— Начнем с того, что на организм хронического больного негативно влияет абсолютно любая инфекция, — говорит Диана, — А с коронавирусом даже легкие, на первый взгляд, респираторные инфекции или пищевые отравления, такие пациенты переносят значительно хуже. У пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы, например, отмечается постоянный застой крови в малом круге кровообращения, нарушается вентиляция легких. А это является предрасполагающим фактором для развития инфекции в них. Происходит каскад довольно сложных патологических изменений, в результате которых имеющаяся дыхательная недостаточность усугубляется. Если есть хронические заболевания органов дыхания, например, бронхит, то на фоне вирусного поражения может и быстро активизироваться бактериальная флора. Что касается онкологических больных, то у них, особенно на фоне проводимого лечения, отмечается значительное снижение иммунного статуса. И абсолютно любая инфекция, в том числе коронавирус, переносится в более тяжелой форме.
Ранее мы уже знакомились с деятельностью врачей и медсестер, которые спасают пациентов с COVID-19 в Башкирии.
Если вы тоже работали в ковид-госпитале, расскажите нам об этом! Ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.