Редкая мама сегодня не задумывается о раннем развитии ребенка. Кто-то просто отводит малыша в ближайшую «развивайку», а кто-то тщательно изучает различные методики в Интернете, покупает книги и специальные пособия, а потом занимается с ребенком самостоятельно. Наш небольшой материал призван рассказать только о малой части популярных методик. Даже если вы приняли решение, что ребенок будет заниматься в специальной студии, не лишним будет узнать о ее специализации.
Для начала нужно только определить для себя несколько важных правил.
Вы должны понимать, для чего вы занимаетесь с ребенком. Просто заучить с малышом названия всех видов экзотических птиц или флагов Европы – это успех, но недолгий. Механически ребенок это запомнит, но как это пригодится ему в жизни? Конечно, если вы много путешествуете, то ребенок будет называть страны, ориентироваться по флагам. А если нет? Вряд ли знания чего-то экзотического, но мало практичного важны. Занятия с ребенком должны иметь «земную привязку». Изученное малыш должен применять на практике. Поэтому вместо тщательного заучивания названий коралловых рыбок лучше запомнить, как выглядят звери, живущие в вашем регионе или которых можно увидеть в зоопарке.
Старайтесь, чтобы ваши занятия выглядели естественными, не насилуйте ребенка. Все, что подается через «надо», учится, но быстро забывается.
Раннее развитие – это не только занятия по специальным книгам. В первую очередь это желание уделять внимание ребенку в любое время, а именно: рассказывать ему об окружающем мире, отвечать на миллионы «почему?», вовлекать в повседневные занятия. Приготовьтесь много говорить и быть терпеливым. Сгубить детское любопытство своими «отстань» и «покачану» очень просто.
Ребенку интересно все, что делают взрослые. Готовите обед? Отлично, пусть малыш вам помогает. Самым маленьким можно просто объяснять, что вы делаете. «Малыш, мама режет морковку. Вот видишь, мама режет ее кружочками. Морковка оранжевая, – приговаривайте во время готовки. – А это помидоры. Видишь, они круглые и красные». Малыши в двухлетнем возрасте уже могут подавать вам овощи и даже мыть их.
Заниматься раннем развитием можно даже в магазине. Давайте опять на примере овощей. Называйте продукты, а ребенок пусть их находит и показывает. Такую обучающую игру можно проводить в любом отделе.
Но перейдем непосредственно к обзору некоторых популярных методик.
Карточки Домана
Американский нейрофизиолог Глен Доман создал методику для интеллектуального развития детей. Она основана на развитии фотографической памяти. В книжных магазинах вы найдете множество самых разных наборов карточек (например, «Лесные звери», «Окружающий мир», «Обстановка дома»), также их легко сделать самостоятельно: скачать в Интернете картинки и распечатать их.
Показывать карточки ребенку рекомендуется с 6 месяцев, именно в этом возрасте начинает закладываться образное мышление.
Некоторые мамы учат ребенка читать по этим карточкам – ребенок запоминает слово, написанное под тем или иным изображением. Но есть небольшая проблема: ребенок учится читать слово целиком, не делит его на слоги, и в школе у него это может вызвать затруднения.
Но изучение окружающего мира с помощью карточек очень полезно. Игра с карточками выручит вас во время поездки на машине или во время сидения в очереди. Показывайте малышу по 2-3 карточки и просите показать что-то конкретное, очень скоро вы заметите результаты: малыш будет узнавать вещи в реальном мире и показывать на них.
Методика Никитиных
Методика советских педагогов Бориса и Елены Никитиных была весьма распространенной. Творческая пара разработала несколько книг, специальных пособий, развивающих игр. Но главной идеей их методики было создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей, свобода творческих занятий и родительское неравнодушие (о чем мы говорили чуть выше).
Приобретите шведскую стенку для детской комнаты, научите ребенка плавать, не ленитесь проводить выходные на катке или в парке. В здоровом теле – здоровый дух!
Методика Зайцева
Педагог-новатор Николай Зайцев известен своей творческой методикой по обучению детей чтению. Он предлагает отказаться от малейшего давления на ребенка, а все занятия проводить в игровой форме.
Знаменитые «Кубики Зайцева» – это кубики, на которых написаны так называемые склады. Педагог видит единицу строения языка не в слогах, а в складах – то есть сочетании согласной буквы с гласной, или согласной с твердым или мягким знаком, или же одной буквы. Из этих складов ребенок составляет слова.
Методика Монтессори
Одна из самых знаменитых методик раннего развития. Один из ее главных принципов – «помоги мне это сделать самому». Родители (или педагог) показывают ребенку, как правильно делать то или иное, а дальше не мешают ему, только контролируют и приходят на помощь только если видят, что ребенок нуждается в помощи.
Малыш сам выбирает одежду на день (из предложенных и находящихся в доступе 2-3 комплектов), сам ее надевает. Сам умывается и чистит зубы, сам моет свою кружку. Это ли не важные умения для ребенка?
Еще один из принципов Монтессори – ребенка готовят не к школе, а к жизни. Поэтому малыш имеет доступ фактически ко всему, чем занимаются родители. Он помогает маме готовить, мыть полы, стирать. В разумных пределах, конечно. Нож ребенку в руки никто не даст, а вот помыть посуду – пожалуйста. И неважно, что маме скорее всего придется потом ее перемыть.
«Очень важный момент – среда, в которой растет монтессори-ребенок, подстроена под приципы методики. Все находится в свободном доступе малыша. Мебель в квартире такая, что ребенок может самостоятельно, без обращения к взрослым, достать одежду, посуду и тому подобное», – говорила монтессори-педагог школы «Солнечный круг» Лия Сакаева во время лекции в клубе «Какао мама».
В методике Монтессори многое построено на правилах, которые неуклонно соблюдаются всей семьей.
Фото: Фото Ольги Маловицы