Башкультнаследие отправило экспертизу по дому Гурылевых в Уфе на доработку. Об этом стало известно сегодня, 19 мая. Перед майскими праздниками UFA1.RU уже сообщал, что власти Уфы в очередной раз пытаются лишить усадьбу Гурылева на улице Гоголя, 22 и 22/1 статуса объекта культурного наследия. Как считают уфимцы, проживающие в усадьбе, одна из вероятных причин такого решения — строительство на этом месте парковки Арбитражного суда Башкирии, который располагается по соседству. Властям города, по мнению местных жителей, помогает некий историк Михаил Сафаров из Омска, который написал «отрицательную экспертизу» на здание с целью «принизить его историко-архитектурную ценность».
— Выявленный объект культурного наследия возник на рубеже конца XIX — начала ХХ веков. Он явился необходимостью и попыткой решения в городе Уфе жилищного вопроса за счет частного капитала. Его появление было связано со строительством и сдачей в наем владельцами жилого многоквартирного дома под доход. Возведение доходных домов на территориях уже сложившихся усадеб с хозяйственными постройками в этот исторический период не являлось редкостью для города Уфы, а осуществлялось повсеместно на многих городских улицах. Большинство из строений того времени сохранены и ныне, в том числе и на улице Гоголя. Иных функций, кроме как жилой, здания выявленного объекта культурного наследия не несли никогда. При их строительстве использовались самые разнообразные материалы. Дерево было самым доступным и недорогим из них. Убранство такого дома, как правило, было традиционным — с использованием народных и религиозных мотивов. Для возведения конструкции здания повсеместно использовались типовые решения, — отметил в экспертном заключении Сафаров.
Корреспондент UFA1.RU побывал у памятника архитектуры, а после побеседовал с руководителем общественного движения «Архзащита Уфы» Владимиром Захаровым. Захаров пояснил, что в беседе с собственниками дома общественники узнали, что на этом месте будет парковка для суда, но официальной информации, размещенной в открытых источниках, об этом нет. Захаров объяснил почему.
— Арбитражный суд не имеет права публиковать эту информацию, пока дом является объектом культурного наследия. Сведения об этом содержатся во внутренних документах, главный инженер стройки их демонстрировал жильцам, сказал, что дом снесут, вычеркнут из памятников, это было еще в прошлом году, но это только устная информация, — рассказал Владимир.
В конце апреля в «Башкультнаследии» не смогли оперативно прокомментировать результаты экспертизы и предложили редакции UFA1.RU отправить запрос. Эти же вопросы мы направили и в мэрию Уфы, администрацию Кировского района, на чьей территории находятся объекты культурного наследия, и в Арбитражный суд Башкирии. Ответа до сих пор не последовало.
— У этого дома несколько собственников, некоторое время назад они выиграли суд о снятии со здания статуса аварийного. Несколько жильцов хотят остаться, а некоторым не особо нравится там жить. Затем они начали суд за придомовую территорию, поскольку она была изъята у них для муниципальных нужд. Я тонкостей не знаю, но часть их территории на данный момент принадлежит государству, и они хотят за нее судиться. Мотивов я сказать не могу, их мне не сообщили. А судя по кадастровой карте, огромная территория, включающая все дома — памятники архитектуры, принадлежит государству, и ими распоряжается сейчас Арбитражный суд, — говорит Захаров.
Со слов Захарова, территория, которая принадлежит Арбитражному суду, гораздо больше, чем та, на которой идет стройка. Чтобы прояснить, для чего суду такая большая территория, «Архзащита» неоднократно отправляла письма руководству республики с просьбой сохранить усадьбу Гурылевых.
— Сейчас мы хотим увидеть реакцию руководства нашей республики, поскольку там под вопросом не только усадьба Гурылевых, но и все дома, которые находятся на «красной линии», в том числе два дома, в которых проходил волонтерский фестиваль «Том Сойер Фест». Этот фестиваль проводили в рамках волонтерского движения, он проходит во многих городах. А в Казани и в Нижнем Новгороде в нем принимает участие даже руководство города — мэры, президенты. В нашем случае пока мы видим молчание со стороны руководства, — говорит Владимир.
При этом общественники просят руководство города сохранить только дома на «красной линии». Речь не идет о сараях, кустах и тех домах, которые не представляют особой исторической ценности и находятся во дворах. По словам Захарова, активисты написали жалобы в Министерство культуры России.
— Нарушений много, на наш взгляд. И не только на наш, многие эксперты также указывают, что в этой экспертизе были допущены грубые нарушения, — отметил активист.
Об усадьбе
Рассказать об усадьбе UFA1.RU попросил историков и общественников «Архзащиты». По их словам, усадьба Гурылева — это ансамбль из нескольких зданий: деревянных главного одноэтажного в глубине двора, северного доходного двухэтажного флигеля, одноэтажного южного флигеля, который не сохранился, каменной конюшни, перестроенной в жилой дом, и дополненной двухэтажной пристройкой, деревянного каретника, который тоже не сохранился. Все их в конце XIX столетия возвел мещанин и известный общественный деятель Николай Васильевич Гурылев.
Главный одноэтажный дом усадьбы Гурылевых по улице Гоголя, 22/1 украшен резными оконными наличниками, в орнаменте которых использованы плетёные узоры, а также резными фронтонами, карнизами, подоконными досками и кронштейнами. Сейчас на потолках в доме сохранилась лепнина и узорчатый дубовый паркет. Архитектурной изюминкой главного дома является огромная застекленная веранда в форме пятиугольника.
Двухэтажный доходный дом по улице Гоголя, 22, входящий в состав усадьбы, также украшен резьбой на карнизах и кронштейнах, боковые фасады имеют спаренные окна с общими резными наличниками.
В самой экспертизе, по мнению источника UFA1.RU, «сплошное искажение фактов»:
— Главный одноэтажный дом построил сам Гурылев в 1897 году, а не перекупил его, как указал «эксперт». Веранду с южной стороны одноэтажного дома, названную им «беседкой», пристроил Гурылев еще до революции, а не во второй половине XX века. В домах практически не было перепланировок, о которых пишет «эксперт», и все комнаты сохранились в первоначальном виде. При описании элементов деревянного зодчества стократно вставлено слово «упрощенный», что абсолютно не соответствует действительности. В одноэтажном доме прекрасно сохранилась шикарная лепнина, паркетный пол, о которых «эксперт» умалчивает. На самом деле это лишь часть из того, что описано неправильно, — уверяет собеседник издания.
Усадьба Гурылева прославилась ещё и тем, что в ней проживали известные люди. Одним из них был Александр Куприянович Носков, первый ученый, живший и работавший в Башкирии. Недавно в квартире Носкова найден уникальный фотоархив, который пополнил его личный фонд в Национальном музее.
Также в усадьбе жил Владимир Николаевич Крыжановский, ученый, занимавшийся иммунологией и медицинской бактериологией. Под его руководством проводили исследования и начали производить лечебные препараты от самых распространенных инфекционных заболеваний — оспы, тифа, холеры, дизентерии. После Гражданской войны Крыжановский работал директором Бактериологического института, но в 1931 году его репрессировали, в 1959 году реабилитировали посмертно. Сегодня научно-исследовательскую и производственную работу, начатую Пастеровской станцией Крыжановского, продолжает ГУП «Иммунопрепарат».
До Первой мировой войны в этом здании на Гоголя, 22 вёл личный прием «по внутренним болезням» врач губернской земской больницы Чеслав Феликсович Ястржембский, основатель Уфимской акушерской школы, ныне Медицинский колледж.
Что было раньше
Судя по устным сведениям и фотоснимкам, парадный двор перед главным фасадом Гоголя, 22/1 был когда-то ровной площадкой из утрамбованного грунта или щебня. Дорожки в палисаднике были выложены из красного кирпича, которые и сейчас сохранились под культурным слоем. Палисадник ограждал метровый деревянный штакетник, покрытый масляной краской. В палисаднике были в изобилии небольшие цветочные клумбы, росли акация, разных сортов сирень. На некотором расстоянии друг от друга стояли два небольших деревянных навеса в виде «грибка» с сиденьем и деревянная шестигранная беседка, украшенная резьбой. В 1970-е годы всё это убрали. В саду, который занимал заднюю часть усадьбы и почти треть ее площади, росли яблони, вишня, малина, слива. Въездные ворота с калиткой состояли из двух квадратных в сечении кирпичных пилонов, увенчанных четырехгранной пирамидкой. Традиционную трехчастную композицию ворот подчеркивал лаконичный декор в стиле модерн. Верхняя часть створок была выполнена из ажурного рисунка в виде морской волны с крупным завитком. К южной части ворот примыкала прозрачная ограда из сетки.
Внутри на каждом этаже располагалось по 7 комнат, также была небольшая прихожая и внутренний коридор. Потолки, розетки и плафоны украшал орнамент из переплетающихся листьев аканта и цветочков, с лепестками ромашки, шишечками; крупные стебли с листьями аканта, фиалки. Все это частично сохранилось.
Если вы хотите рассказать о городских преобразованиях, которые идут вразрез с законодательством, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.