Прошло больше недели со времени масштабного пожара в центре Уфы, когда на улице Маркса горел распотрошенный доходный дом Видинеева. С тех пор проход вдоль закопченного здания закрыли. А что будет со столетним шедевром дореволюционной архитектуры — по-прежнему неизвестно. Пока суд да дело, посмотрим, как Видинеевский дом выглядел изнутри последние годы: фотокорреспонденту Ufa1 удалось запечатлеть остатки былой роскоши до пожара.
В доме, построенном в начале прошлого века, размещалась гостиница «Петергоф», биржа труда, Губернская землеустроительная комиссия, контора страхового общества «Россия», уфимское отделение Сибирского банка, Сиротский суд, парикмахерская и магазины.
Трехэтажное строение несколько лет оставалось крупнейшим в Уфе светским зданием.
Здание отличала «коридорная» система планировки: доходный дом сдавали различным конторам и жильцам под квартиры.
Когда-то здесь находилась парадная лестница.
В 1919 году усадьбу с домом национализировали, а в 30-х здание частично надстроили до трех этажей.
По мнению краеведа Павла Егорова, надстройка испортила целостное визуальное восприятие дома. В эти же годы были уничтожены и почти все малые формы на главном фасаде: литые металлические решетки балконов, чугунная маркиза парадного входа — главный портал, часть парапетов и решеток по крыше, облицовочный красный кирпич закрашен грязной побелкой.
До конца 90-х в здании располагался юридический институт БГУ, горкомхоз, Кировский отдел народного образования, районный суд, сберкасса и по иронии судьбы Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
Остатки лепнины напоминают о том, что здесь до 90-х размещалось кафе «Дружба».
Многие разоренные комнаты стали импровизированной галереей для уличных художников.
В 1992 году дом был поставлен на госохрану как памятник истории и архитектуры.
Предлагалось воссоздать историческое здание в его первозданном виде, но вместо этого застройщик разобрал не только аварийную крышу, но кровлю над третьим этажом старинной части особняка. С 2003 года здание стоит без крыши.
В здании отсутствуют окна и двери, похищены старинные решетки, сломаны камины и лепнина.
По словам краеведов, Видинеевский дом — яркий пример того, как происходит утрата целых кварталов, представляющих культурную и историческую ценность.
Тимур Шарипкулов