Пожалуй, каждый хоть раз в жизни сталкивался с оформлением недвижимости. Ну или хотя бы слышал о службе Росреестра. Работу госрегистратора считают сложной и непонятной. На самом деле каждое движение документа подчиняется четкой структуре и логике.
Замначальника отдела регистрации объектов жилья Гульназ Гумерова ответила на вопросы корреспондента UFA1.RU.
1. На оформление документов уходит месяц?
Гульназ приходит на работу в 8:30, в 9:00 уже начнется тудовой день, нужно подготовить рабочее место. В небольшой комнате – четыре стола с компьютерами и внушительными стопками бумаг. Вдоль стен – стеллажи с кипой архивных документов. В Росреестре каждый документ – на вес золота. Сотрудникам доверяют самые ценные договоры – на покупку и продажу квартир, оформление в собственность построенного дома. Все эти и другие сделки с недвижимостью в обязательном порядке должны пройти государственную регистрацию.
– Сейчас система стала удобной и оперативной. Хотя количество поступающих документов ежегодно растет, права и сделки регистрируются в кратчайшие сроки. Все благодаря четкой организации процесса регистрации от приема документов и правовой экспертизы до выдачи готовых бумаг – объясняет Гульназ Хабирьяновна. – Сроки регистрации разнятся. Например, общий срок регистрации прав не превышает семи рабочих дней. Однако порядка 60% поступающих дел имеют сокращенный срок регистрации: пять дней, если сделка проводится по судебному акту или регистрируется ипотека, в три рабочих дня укладывается регистрация арестов, нотариально-удостоверенные сделки.
Чтобы не запутаться и не пропустить контрольную дату, каждое утро дела сортируют по срокам. В среднем один пакет рассматривают 30 минут, но бывает, что сроки затягиваются: это в случае, если необходимо запросить дополнительные документы. К слову, регистратор может получить недостающие бумаги и без участия клиента – запросит их в электронном виде в нужном ведомстве.
За сутки в отдел поступает от 200 до 600 дел, курьер доставляет их дважды в день из МФЦ.
2. Подать бумаги можно только в порядке живой очереди?
Значительно упрощает труд регистратора и ускоряет сроки изготовления документов подача запросов в электронном виде.
– Обратиться в наше управление через интернет может любой гражданин. Достаточно лишь иметь электронную подпись. Регистрация по заявлениям, поступившим в электронном виде через портал Росреестра, проводится в рекордные два рабочих дня, – говорит специалист. – Электронную подпись выдают сотрудники Кадастровой палаты Росреестра, стоимость – не более 700 рублей, срок действия – около полутора лет, и использовать ее можно практически для всех услуг, которые размещены на сайте госуслуг.
3. Попасть к регистратору на прием невозможно: уходят домой с обеда
– Каждый регистратор обрабатывает в день по 30-40 пакетов документов. Дела самые разные: от имущественных сделок до кадастрового учета, – говорит Гульназ.
Но уйти домой ровно в шесть, когда заканчивается рабочий день, получается редко: регистратор должен провести все до последнего документа.
Если по какой-то причине это не удается, регистратор засиживается допоздна или выходит в выходной или праздничный день, так как несоблюдение сроков регистрации – это не только административная ответственность, но и моральная – перед заявителем, который ждет готовые документы в срок.
– Раз в неделю каждый регистратор выходит на дежурство в приемный зал. На приеме нужно общаться с заявителями, объяснять, как правильно оформить документы, объяснять причину приостановления государственной регистрации или возврата документов без рассмотрения. Приходится нелегко, недовольство людей понятно. Никто не хочет заново собирать справки. Но мы объясняем, что именно нужно переделать. Порой, конечно, приходится быть психологом, чтобы найти подход к человеку и помочь ему разобраться с документами. Но все делается во благо заявителям, чтобы в дальнейшем у них не возникали проблем из-за не соответствующих требованиям закона документам, – говорит Гульназ.
4. Занимать очередь нужно с ночи?
Еще каких-то пять-шесть лет назад, люди со всей республики съезжались в Уфу и с ночи занимали очередь в регистрационную палату. Особенно находчивые граждане стояние в очереди превратили в профессию, а за услугу брали с заявителей кругленькую сумму.
Вначале в приемных залах Росреестра навели полный порядок – оснастили их электронными очередями, завели предварительную запись. С 2012 года в башкирской столице начали работать многофункциональные центры, которые в разы упрощали процедуру подачи документов. Постепенно такой МФЦ появился в каждом районе Уфы и городах республики. До сих пор большинство заявителей, идущих в МФЦ, обращаются за услугами Росреестра.
Сегодня процедура регистрации сделки значительно упростилась. Например, вы решили продать квартиру. Готовите паспорта продавца и покупателя, нужные свидетельства, выписку из домовой книги, нотариальное согласие супруга, если квартира была куплена в браке, и разрешение органов опеки на продажу, если есть дети до 18 лет. Готовые документы на недвижимость несете в многофункциональный центр вашего района. Все. На этом ваша головная боль окончена – дальше все хлопоты по оформлению бумажек берут на себя работники Росреестра.
5. Собирают документы ради архива?
Первым делом госрегистратор внимательно проверяет бумаги: смотрит, все ли бумажки на месте, не забыл ли заявитель доверенность (если она нужна), приложил ли квитанцию по оплате госпошлины, проверяет подлинность паспорта.
– В договоре купли-продажи мы изучаем его условия, сверяем сведения об объекте, уточняем его расположение и площадь, выясняем, нет ли ареста на имуществе или другого ограничения на сделку, проверяем, оплачена ли госпошлина. Кроме того, в документе не допускаются зачеркнутые слова, исправления или повреждения, – уточняет Гульназ. – Если обнаружится хотя бы одна помарка, весь пакет документов придется вернуть для исправления.
Иногда случается, что требуемых документов в пакете не хватает. Тогда регистратор может запросить их у другого ведомства, а не запрашивать их с заявителя.
6. Работать госрегистратором может кто угодно?
Чтобы ориентироваться в бумагах как рыба в воде, специалист Росрееестра должен знать Гражданский, Земельный и Жилищный кодексы. Эти навыки ускорят процесс изучения документов и помогут быстро выявить недочеты, если они есть. Но самый главный навык для специалиста Росреестра – умение общаться.
– Иногда мы вынуждены возвращать документы или просить граждан внести исправления. Об этом мы сообщаем заявителям по телефону. Реакция людей бывает разной: одни выражает недовольство, другие ругают нас или МФЦ. Но мы делаем свое дело, помогаем по мере возможности. Поэтому мы обязаны вежливо и доходчиво объяснить причину возврата. Тут надо быть психологом, – улыбается Гульназ.
7. Сотрудников за ошибки не наказывают?
Росреестр очень внимательно относится к количеству приостановлений и отказов в госрегистрации и кадастровом учете. Существуют специальные нормы, которые нельзя превышать. Для анализа всех приостановок при Росреестре Башкирии даже создали специальную комиссию, которая анализирует причины приостановлений, вырабатывает меры по их снижению
Если процедуру оформления документов приостанавливают, то создают специальную комиссию и анализирует причины задержки. А вот отказ от регистрации можно оспорить только через суд.
Если регистратор ошибается, то получает выговор или на него накладывают более суровые санкции, в зависимости от степени допущенной ошибки
. Поэтому регистраторы все время учатся и повышают квалификацию. Требования к сотрудникам – жестче не придумаешь: высшее образование, опыт работы, сертификат о прохождении курсов регистраторов в Москве или Саратове.
– Работа сложная, но очень интересная. В каждом документе – история человека. Мы общаемся с разными людьми, раз в неделю ведем общественный прием в зале. Всегда пытаемся доходчиво разъяснить процедуру нашей работы, – говорит Гульназ.
8. Продать квартиру можно и без госрегистрации?
В ведении Росреестра — права о любом зарегистрированном недвижимом имуществе, в том числе и земельных участках. Всеми вопросами, касающимися оформления в собственность недвижимости, в том числе их покупкой, продажей и даже долгосрочной арендой занимается это же ведомство. Без регистрации в Росреестре данные действия незаконны.
Чем еще занимается Росреестр:
регистрирует права на недвижимое имущество и сделки с ним;
ведет кадастровый учет недвижимого имущества - то есть вносят эти сведения в государственный реестр;
ведет государственный реестр саморегулируемых организаций, арбитражных управляющих;
выдает лицензии на геодезические и картографические работы федерального значения;
предоставляет сведения из реестра;
принимает граждан, рассматривает обращения и принимает по ним решения.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.
Фото: Тимур Шарипкулов