В Башкирии осталось много исторического наследия в виде купеческих особняков. Какие-то из них удалось сохранить, но некоторые всё еще находятся в удручающем состоянии. Накануне зашла речь о восстановлении дворянской судьбы. Жители республики напомнили про еще одно историческое здание — Дворец спиртзаводчика Деева под Белебеем. Рассказываем о нем.
Называют это здание по-разному: кто-то Особняком Деева, кто-то Дворцом спиртзаводчика Деева, Деевской усадьбой. Но суть от этого не меняется.
Как пишет Башкультнаследие, двухэтажная усадьба была построена в начале XX века в селе Знаменка Белебеевского района, это в 40 километрах от райцентра и 190 километрах от Уфы. Владел зданием Николай Деев — сын купца первой гильдии Василия Деева из Оренбурга.
Это же подтверждает доктор исторических наук Елена Бурлуцкая из Оренбурга: Василий вместе с братом Петром в 1870-х или 1884 годах приехали в село Кутузы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне село Знаменка Белебеевского района Башкирии). Здесь они построили винокуренный завод.
Затем сын Василия — Николай построил себе этот самый особняк. Историк пишет, что здание возвели в классическом стиле, а по такому же проекту ранее построили Елагинский дворец в Санкт-Петербурге. Они и правда очень похожи, только под Белебеем здание было красным, а в Питере — белым.
Как пишет «Башкультнаследие», в особняке три этажа: на первом зал для бала и несколько балконов, на втором и третьем — комнаты для хозяев и прислуги.
— Для этих мест здание стало настоящим чудом, поскольку никто и никогда таких зданий не возводил. Вокруг него был разбит декоративный сад и множество клумб. Специально для прогулок владельца дома и его семьи были высажены садовниками тенистые аллеи. Тут же рядом с домом был устроен искусственный пруд, к которому можно было выйти прямо из бального зала, — говорится в публикации ведомства.
С приходом советской власти история здания обрывается. Источники уточняют, что Деев владел особняком до прихода «красных». Более того, Знаменка стала местом ожесточенного боя в ходе Гражданской войны: погибли десятки солдат с обеих сторон. Братская могила находится в километре от особняка.
Есть версия в духе любовных романов: Деев построил дом для своей возлюбленной, но та отказалась жить в нем, пара разошлась, а потом пришла революция. Не исключено, что купца могли раскулачить, поэтому и сведений о нем нет.
Когда началась Вторая мировая война, в особняке разместили школу снайперов. В 1948 году здесь организовали Знаменскую среднюю школу, до того дети учились в частном доме (на сайте школы говорится, что он принадлежал Дееву). Новое здание построили через 30 лет, и все ушли туда, а особняк бросили.
Со временем он стал разрушаться, а местные жители воспользовались ситуацией и стали выносить оттуда всё что можно.
— В разрушенном здании почти ничего не уцелело, остались только голые стены и остатки лепнины, которой щедро снабжали помещения особняка. Кровля у здания отсутствует, но это не из-за старости — это скорее постарались люди. Единственное, что уцелело — это каменная кладка, выполненная по всем правилам, она благодаря своему качеству простоит еще долго, — пишут в Башкультнаследии.
С 1988 года Особняк Деева является объектом культурного наследия регионального значения. Башкультнаследие указывает, что вопрос восстановления поднимался не раз, но денег на эти цели не нашли. Но проблема не только в этом — не было понятно, кто собственник, потому что их было очень много.
Глава Белебеевского района Азат Сахабиев в 2021 году привел историю владельцев этого здания. По его данным, Совет народных депутатов Белебеевского района Башкирской АССР в 1990 году продал особняк Деева молодежной организации из Магадана, которая хотела создать здесь базу отдыха.
Через году магаданцы продали здание некоему Фирсову П. Н., который в том же году продал его Льву Лукьянову — бизнесмену с Сахалина (занимался лесоводством, выращиванием однолетних культур, распилом древесины), который также работал в Москве, Сибири, на Урале и в Приморье. Сахалинца через суд лишили права собственности, он пытался это обжаловать, но суд решил не в его пользу. Лукьянов владел особняком под Белебеем 26 лет, но, видимо, не попытался его восстановить. Он пытался вернуть здание с 2017 по 2021 год.
В 2021 году планировалось прождать год, признать постройку бесхозной, затем вернуть ее в собственность района, а потом выбрать вид использования — сдать в аренду или снова продать. По словам главы Белебеевского района, власти искали инвестора, который бы создал туристический маршрут с включением в него Особняка Деева.
В ноябре 2022 года Белебеевский горсуд признал объект культурного наследия бесхозным. Что с ним дальше — пока не ясно. Для уточнения мы отправили запрос в Башкультнаследие. Как получим ответ — опубликуем его.
Напомним, летом UFA1.RU рассказывал историю храма в Туймазинском районе. Ему 270 лет, а деньги на реставрацию жертвовал император Николай II.