Популярное телешоу нулевых запустило в народ шутку про суровых челябинских мужиков — многие это помнят. Но кажется, что куда актуальнее было бы шутить про Магнитогорск — соседствующий с Башкирией город, который для жителей Зауралья является заменой Уфе. Корреспондент UFA1.RU посетил Магнитку и рассказывает, чем привлекателен основанный рядом с заводом мегаполис.
Железный город
Перед написанием материала я попросил нейросеть сгенерировать шутку про Магнитку. Из пяти мне понравилась эта: «В Магнитогорске так много металла, что даже местные котлеты делают из железа!».
Это было первое мое знакомство с Магниткой. Я много слышал об этом городе, часто — не очень хорошее, поэтому у меня был интерес сюда съездить, но далекое расстояние от Уфы снижало шансы хоть раз увидеть его. А тут так получилось — я поехал в Сибай и заодно меньше чем за неделю посетил Магнитку аж трижды.
Первый раз Магнитогорск встретил меня розовым рассветом в 9 утра: как ни комично, но железнодорожный вокзал тоже розовый.
Поезда, следующие из Уфы в Сибай и обратно, делают тут часовую остановку.
Этого времени вполне хватит, чтобы мельком посмотреть прилегающие кварталы и забежать в пару магазинчиков. Да что там пару: через дорогу от вокзала — две аптеки, почта, несколько продуктовых магазинов, мясная лавка, три точки фастфуда, а напротив них — фермерский рынок. Тут торгуют даже зимой.
Ряды значительно больше, чем в Уфе, но это не укор башкирской столице: на Централке места слишком мало, чтобы сделать так же, как в Магнитке.
Первые впечатления от города были неплохие. Несмотря на 400-тысячное население, казалось, что людей тут намного больше.
Интересно, что по обе стороны от вокзала проходят трамвайные пути. По ним ездит совершенно новый подвижной состав, который тут заменили почти целиком: в городе больше 80 трамваев, в основном все 2019–2023 годов выпуска. Жители иногда это связывают с тем, что бывший губернатор Челябинской области является уроженцем Магнитогорска и, будучи на высоком посту, помог родному городу.
Как бы то ни было, факт есть факт: трамваи обновили. Часто можно встретить вагоны из Екатеринбурга, но несмотря на то, что они новые, в них холодно так же, как в старых. Происходит это потому, что мощности печки не хватает, а открывающиеся нараспашку двери сводят на нет все усилия для обогрева салона. То есть ветер просто задувает внутрь, и всё.
Интересно, что трамваи в Магнитке запустили на два года раньше Уфы — в 1935 году, когда тут жило не более 100 тысяч человек. Количество маршрутов поражает: их больше 30, а в Уфе нет и 10, протяженность сети превышает уфимскую вдвое. Отчасти это можно связать с наличием под боком крупного металлургического комбината. Во многих заводских городах трамвай был больше транспортом для рабочих, чтобы доставить их на смену и обратно домой.
В Магнитогорске не менее 20 километров трамвайных путей связаны с предприятиями на Левом берегу. Плюс еще мосты через реку Урал — их 4, через каждый ездит трамвай. Добавим к этому и жилой район возле завода. Так и получается, что примерно половина обслуживает Левый берег.
Архитектура Магнитогорска удивительная для такого города. Не все региональные столицы могут похвастаться широким ансамблем сталинской застройки, а Правый берег Магнитки застроен такими домами в значительной степени.
Правда, через полтора-два километра после вокзала красота заканчивается — и появляются обычные дома, которые встречаются в каждом городе. Так сказать, привычная серость бытия, скрытая на обратной стороне медали.
Куда хуже обстоят дела на Левом берегу. Сами того не зная, мы приехали в квартал № 1, который является едва ли не памятником архитектуры довоенного времени, проектировал его немецкий архитектор. Для тех годов, наверное, это было шикарное жилье — вместо деревянных бараков, которыми усеяны российские города до сих пор.
Но в современности этот район вызывает только ужас. Дома стали какими-то оранжевыми и уже не настолько привлекательными, как прежде.
Балконы даже издалека выглядят плохо, как будто сейчас обвалятся. У некоторых нет даже остекления.
О проблемах говорят и таблички под этими балконами: власти заботливо предупредили, что какой-нибудь кусок может упасть вам на голову. Вроде как, если упадет, то чиновники ни при чем: они же сказали, что надо быть аккуратнее.
Эксперты говорят, что вся проблема — в отсутствии ухода за домами. Тот же немецкий архитектор, что проектировал магнитогорский Соцгород, делал похожие проекты у себя на родине, в Германии. И там, говорят, дома выглядят намного лучше. Кроме того, специалисты пеняют на государство, которое просило построить быстро, поэтому использовались дешевые материалы.
Толком Левый берег посмотреть не удалось в силу ограниченного времени, но побывавшие там друзья рассказывают, что на самом деле не всё так плохо. В этом районе есть хорошие дома, Дом культуры, где проходят концерты.
Но в то же время знающие этот район добавляют: надо ходить осторожнее. Преступления совершаются везде, конечно, но на Левом берегу их, говорят, значительно больше. У местных даже есть шутка: «Каждый раз, когда в Магнитогорске говорят, что Левый берег — криминальный район, где-то в городе умирает от смеха один житель 12-го участка».
12-й участок — район на Левом берегу, состоящий из частных домов не первой свежести. Рядом — различные склады, заводы, страшные закоулки и железная дорога.
Вообще, в эту часть города мы сунулись из простого интереса, а увидев на карте смотровую площадку, помчали к ней. Оттуда открывается вид на этот самый Левый берег, вдали видны многочисленные трубы заводов и смог, дым, идущий от них.
Когда мои товарищи узнали о посещении данного места, то сказали, что лучше туда вообще не ходить, так как можно нарваться на наркоманов. Повезет, если просто пройдут мимо.
Я бы еще добавил коротко про лед. Он тут везде, его просто не убирают. Возле памятника «Тыл — фронту» еще накидали гранитной крошки, чтоб не скользил никто, но там всё равно можно упасть где-нибудь. На всё крошки не хватит. За пределами Центра уборкой улиц, кажется, никто не занимается.
Тем не менее, несмотря на все свои минусы, Магнитка — неплохой город. Ведь люди живут тут, работают — и не обязательно на заводе. К тому же сюда регулярно ездят из Башкирского Зауралья, потому что Магнитогорск заменяет им Уфу — мегаполис, в котором есть всё, что нужно.
В Сибае, например, тоже имеются магазины, где есть необходимые продукты, но если хотите чего-то большего — Магнитогорск вас ждет. Гипермаркеты: продуктовые, строительные, мебельные — всё то, что найдется в Уфе, до которой ехать очень и очень далеко. До башкирской столицы — от 6 до 12 часов, в зависимости от транспорта. До города в соседнем регионе — всего час-полтора. Так что тут выбор очевиден.
Еще один фактор, помимо покупок, — это туризм. Нет, в Зауралье, конечно, красивая природа и всё такое, но когда ты уже проездил всё вокруг, то хочется чего-то нового. К тому же не все любят ездить за пределы города, кому-то по душе больше развлечения: клубы, рестораны, прочий досуг. Всё это, конечно, можно найти в Магнитогорске.
Большое количество памятников и парков тоже добавляет интереса к городу: заснять себя на фоне «Тыл — фронту» это как обязательный пункт.
Немалую роль в поездках играет магнитогорская промышленность, которая представлена не только металлургическим комбинатом, но и множеством других предприятий. Например, в этом городе делают агрегаты для горно-обогатительного производства, электросварные трубы, молочку, садовую технику, промышленную химию. Список очень длинный.
Средняя зарплата в Сибае — около 50 тысяч рублей, в Магнитогорске — 67 тысяч рублей, но некоторые источники рисуют и 70, и 80 тысяч рублей. Хотя местные говорят, что по факту получают вдвое меньше. Но на то это и «средняя» зарплата.
Пойдем на рынок вакансий: комбинат предлагает от 80 тысяч рублей упаковщику без опыта работы, то же — слесарю и плотнику. Компания, производящая строительный блок и тротуарную плитку, указала в вакансии зарплату от 62 тысяч рублей.
Пекарю и продавцу в магазине обещают платить от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, в Сибае на ту же должность потолок — 26–32 тысячи. Если уж у продавца такая разница, то надо полагать, что и в других вакансиях может быть так же. Кроме того, в Сибае полно объявлений о работе в call-центре, а там зарплата не всегда стабильная.
В том же магазине Магнитогорска сборщику заказов предлагают 30–45 тысяч рублей. В салоне сотовой связи вообще предлагают до 80 тысяч рублей продавцу.
Ну и о ценах на жилье: в Сибае, конечно, дешевле. Но в Магнитке проще купить, чем в Уфе, а условия жизни те же плюс-минус. К примеру, возьмем трешку: Магнитогорск, центр города, хороший район, рядом два парка, стадион, две улицы с трамваями, цена — 6–7 миллионов рублей.
А теперь Уфа: трешка в центре нашлась за 6,7 миллиона, есть ремонт, но нет мебели. Рядом — трамвайные пути, ресторанная улица. Тоже неплохой район. Но отсутствие мебели смущает, да и ехать далеко. Если в Сибае остались родственники или друзья, уж проще выбрать Магнитогорск.
При этом в Магнитке есть трешки вдвое дешевле — и даже не на Левом берегу, а в Центре или рядом. На Левом, кстати, за 3–4 миллиона очень много трехкомнатных квартир. В Уфе нашлись всего две такие квартиры: на Кооперативной поляне и в Сипайлово (тут еще повезло). Так что выбор вполне очевиден.
Бывали в Магнитогорске — как вам?