Старые районы Уфы интересны своей историей: например, современная улица Октябрьской Революции шла от Уфимского Кремля, а Урицкого, которую еще называют Трактовой, строилась к приезду императора. Точнее, даже не «строилась», а «укладывалась», ведь эту улицу отличает булыжная мостовая. В 2024 году ей исполнилось 200 лет, но этот юбилей дважды поставил ее на грань исчезновения. UFA1.RU рассказывает историю этой улицы.
Последний императорский век
Россия в самом начале XIX века пережила странное событие — в Санкт-Петербурге заговорщиками был убит император Павел I, вместо него на престол взошел его 24-летний сын Александр I.
Жизнь в Уфе была совсем другой — более спокойной. Больших по меркам Петербурга домов не было, да и дорог, в целом, тоже.
В 1803 году новый Самодержец Всероссийский утверждает план застройки Уфы. Да, тогда такие вещи проходили через императора. Например, тот же Александр I потом утвердил застройку Царицына (ныне Волгограда) и Гжатска (ныне Гагарина), а его брат Николай I согласовывал план Екатеринбурга. То есть это было обычным явлением.
Как пишет в своем блоге экскурсовод Кристина Абрамичева, Уфа застраивалась медленно. Особенно это касалось современных улиц Зенцова и Гафури: их утвердили в середине XIX века, то есть на момент захода Александра I там ничего не было.
Государь в Уфе
Летом 1824 года выяснилось, что император отправляется в большую поездку на восток. И заедет он не абы куда, а в Уфу. Как рассказывала Уфимская епархия, 11 сентября Александр посетил Оренбург, где пробыл 4 дня. 15-го выехал в Уфу, заночевал в Зиргане, поел бешбармака (ему понравилось, рецепт ищите тут), затем снова в путь.
Будущая столица башкир уже была готова его встречать: с лета начался масштабный ремонт дорог: экскурсовод Кристина Абрамичева пишет про благоустройство «спуска от города к Нижегородке», который выложили булыжником.
Вообще это называется «мостовая» — улица с твердым дорожным покрытием. В те времена дорог особо и не было, особенно в Уфе. Например, на Гоголя после дождей проехать было очень трудно: лошадь застревала по брюхо. Поэтому чтобы с главой государства российского не было такого казуса, Уфа прибегнула к действенному методу — мощению дороги. Строили ее не какие-нибудь любимчики губернатора, а сами жители. Приходили и сами уфимцы, и те, кто жил в деревнях рядом.
— В Уфе ждали с величайшим нетерпением. Почистили дороги, въезды и выезды из города, исправили и посыпали гравием плац, дома и здание присутственных мест украсили флагами и вензелями. На левом берегу реки Белой были устроены палатки, готовились лодки, были назначены гребцы, — приводила историческую сводку Уфимская епархия.
Чтобы камни не выпали, их стачивали и закапывали глубоко в землю: по некоторым оценкам, аж на полметра.
Современная улица Урицкого тогда звалась Трактовой. По ряду версий, дорога с нее вела в Пермь и Екатеринбург или Казань. Однако после Уфы император поехал в Златоуст и в Екатеринбург и Пермь. В Казани он тогда не был.
Другую версию названия приводил литератор Артур Кудашев: по его мнению, Трактовая вела из центра города к Бирскому тракту (не путать с современной магистралью на севере города), который начинался в Нижегородке, а затем и к Вавиловской переправе через Белую. Здесь, видимо, имеется в виду современная улица Чёрный Яр — она как раз у самого берега, с нее переправлялись на нынешний Затон и дальше в сторону Урала и Сибири.
Нигде не указывается, ходил ли в итоге государь по Трактовой, но, скорее всего, да: упоминается, что он переправлялся через Белую на другой берег — в современный Затон. А когда настала пора уезжать, он через Вавиловский перевоз направился в Бирск. Железная дорога здесь появилась почти через 70 лет.
Вообще император много где побывал тогда: осмотрел городскую больницу, тюрьму, заложил Александровскую церковь (ныне там Дом профсоюзов). Он же поручил заложить казармы внутренней стражи (сейчас это развалины на Маркса).
Говорят, Александр обещал вернуться, но увы: в Уфу он больше не приезжал, поскольку на следующий год государь скончался. Пушкин писал о нем: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге». Считается, что император надеялся на собственное здоровье, поэтому не принимал пилюли и умер в течение двух недель.
Часть Трактовой, где были булыжники, стала в последующем зваться Урицкого, и на ней мощение сохранили. Даже удивительно: ведь советская власть избавлялась от любого напоминания об императорской власти. Даже взорвали Смоленский храм, в котором молился Александр I, и на его месте построили Монумент Дружбы.
Пережила императоров
После Александра на престол взошел Николай I, но в Уфу он, как и все последующие, не приезжал. Последним императором, кто посетил башкирскую столицу, стал Николай II — это было в июле 1904 года.
А булыжная мостовая на Трактовой продолжала жить: застала революцию, Первую мировую, гражданскую и Вторую мировую войны.
О ее состоянии в советские годы не сообщается. Вероятно, каких-то особых опасений не было, так как автомобили считались роскошью, поэтому имелись не у всех, люди ходили пешком.
Но в современности пошли разговоры о ее возможном сносе. Основная причина была в том, что автобусам сюда сложно проехать, поэтому они и не ездят. А доставлять людей до Крестовоздвиженской церкви было нужно — она находится ниже по Трактовой.
Еще в 2013 году высказывались предложения оставить часть булыжной мостовой как достопримечательность, а остальное просто снести. Общественники выступили против, да и местные жители вроде как не хотели терять такую уникальность.
В итоге после обсуждений на верхах было принято решение.
— Спасло уникальный объект внимание общественности, «Архзащиты Уфы». С 2019 года брусчатка обладает охранным статусом объекта культурного наследия. Запрещается менять ее облик и параметры, засорять бытовыми отходами, — пишет Главархитектура Уфы.
И раз уж в мэрии высказались за сохранение мостовой, тут ничего не поделаешь. Однако против природы не попрешь, как говорится. В августе 2024 года Уфу резко залило ливнями — 200-летняя кладка такого не выдержала и буквально развалилась. Некоторые камни выпали из своих мест, а другие части мостовой залило дождевой водой.
На следующий день после ливня приехала техника: воду убрали, камни уложили обратно.
Но выдержат ли они эту зиму и следующее лето — уже вопрос. И им задался даже мэр Уфы Ратмир Мавлиев.
— Для нас она имеет большую историческую значимость. К сожалению, фрагментами требуется восстановление дороги. В ближайшее время выделим финансирование и начнем проектирование. Процесс не быстрый, жителей прошу набраться терпения, — написал он в соцсетях.
В комментариях нет явных противников этой затеи: видно, что уфимцы хранят память о приезде государя и не хотят терять такую уникальную улицу. Однако они обращают внимание на другие объекты, которые тоже нужно сохранить (а вернее, доделать).
И напоследок интересный факт: булыжная мостовая пережила пятерых российских императоров, двух глав Временного правительства, одного Верховного правителя России, 15 различного рода руководителей СССР и одного президента России.