Город Гуляем по Уфе подробности Камни прочнее империи: как выглядит булыжная дорога, которую 200 лет назад уложили в Уфе к приезду государя

Камни прочнее империи: как выглядит булыжная дорога, которую 200 лет назад уложили в Уфе к приезду государя

Рассказываем, зачем понадобилась мостовая, и смотрим, как она сохранилась

Доживет ли она до 300 лет?

Старые районы Уфы интересны своей историей: например, современная улица Октябрьской Революции шла от Уфимского Кремля, а Урицкого, которую еще называют Трактовой, строилась к приезду императора. Точнее, даже не «строилась», а «укладывалась», ведь эту улицу отличает булыжная мостовая. В 2024 году ей исполнилось 200 лет, но этот юбилей дважды поставил ее на грань исчезновения. UFA1.RU рассказывает историю этой улицы.

Последний императорский век

Россия в самом начале XIX века пережила странное событие — в Санкт-Петербурге заговорщиками был убит император Павел I, вместо него на престол взошел его 24-летний сын Александр I.

Жизнь в Уфе была совсем другой — более спокойной. Больших по меркам Петербурга домов не было, да и дорог, в целом, тоже.

В 1803 году новый Самодержец Всероссийский утверждает план застройки Уфы. Да, тогда такие вещи проходили через императора. Например, тот же Александр I потом утвердил застройку Царицына (ныне Волгограда) и Гжатска (ныне Гагарина), а его брат Николай I согласовывал план Екатеринбурга. То есть это было обычным явлением.

Как пишет в своем блоге экскурсовод Кристина Абрамичева, Уфа застраивалась медленно. Особенно это касалось современных улиц Зенцова и Гафури: их утвердили в середине XIX века, то есть на момент захода Александра I там ничего не было.

Улица с тех пор поменялась, но брусчатка осталась

Государь в Уфе

Летом 1824 года выяснилось, что император отправляется в большую поездку на восток. И заедет он не абы куда, а в Уфу. Как рассказывала Уфимская епархия, 11 сентября Александр посетил Оренбург, где пробыл 4 дня. 15-го выехал в Уфу, заночевал в Зиргане, поел бешбармака (ему понравилось, рецепт ищите тут), затем снова в путь.

Будущая столица башкир уже была готова его встречать: с лета начался масштабный ремонт дорог: экскурсовод Кристина Абрамичева пишет про благоустройство «спуска от города к Нижегородке», который выложили булыжником.

Летом тут, конечно, лучше

Вообще это называется «мостовая» — улица с твердым дорожным покрытием. В те времена дорог особо и не было, особенно в Уфе. Например, на Гоголя после дождей проехать было очень трудно: лошадь застревала по брюхо. Поэтому чтобы с главой государства российского не было такого казуса, Уфа прибегнула к действенному методу — мощению дороги. Строили ее не какие-нибудь любимчики губернатора, а сами жители. Приходили и сами уфимцы, и те, кто жил в деревнях рядом.

— В Уфе ждали с величайшим нетерпением. Почистили дороги, въезды и выезды из города, исправили и посыпали гравием плац, дома и здание присутственных мест украсили флагами и вензелями. На левом берегу реки Белой были устроены палатки, готовились лодки, были назначены гребцы, — приводила историческую сводку Уфимская епархия.

Чтобы камни не выпали, их стачивали и закапывали глубоко в землю: по некоторым оценкам, аж на полметра.

Машины здесь ездят с трудом

Современная улица Урицкого тогда звалась Трактовой. По ряду версий, дорога с нее вела в Пермь и Екатеринбург или Казань. Однако после Уфы император поехал в Златоуст и в Екатеринбург и Пермь. В Казани он тогда не был.

Другую версию названия приводил литератор Артур Кудашев: по его мнению, Трактовая вела из центра города к Бирскому тракту (не путать с современной магистралью на севере города), который начинался в Нижегородке, а затем и к Вавиловской переправе через Белую. Здесь, видимо, имеется в виду современная улица Чёрный Яр — она как раз у самого берега, с нее переправлялись на нынешний Затон и дальше в сторону Урала и Сибири.

Нигде не указывается, ходил ли в итоге государь по Трактовой, но, скорее всего, да: упоминается, что он переправлялся через Белую на другой берег — в современный Затон. А когда настала пора уезжать, он через Вавиловский перевоз направился в Бирск. Железная дорога здесь появилась почти через 70 лет.

Открывается панорама на Нижегородку

Вообще император много где побывал тогда: осмотрел городскую больницу, тюрьму, заложил Александровскую церковь (ныне там Дом профсоюзов). Он же поручил заложить казармы внутренней стражи (сейчас это развалины на Маркса).

Говорят, Александр обещал вернуться, но увы: в Уфу он больше не приезжал, поскольку на следующий год государь скончался. Пушкин писал о нем: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге». Считается, что император надеялся на собственное здоровье, поэтому не принимал пилюли и умер в течение двух недель.

Часть Трактовой, где были булыжники, стала в последующем зваться Урицкого, и на ней мощение сохранили. Даже удивительно: ведь советская власть избавлялась от любого напоминания об императорской власти. Даже взорвали Смоленский храм, в котором молился Александр I, и на его месте построили Монумент Дружбы.

Зимой тут как-то не очень

Пережила императоров

После Александра на престол взошел Николай I, но в Уфу он, как и все последующие, не приезжал. Последним императором, кто посетил башкирскую столицу, стал Николай II — это было в июле 1904 года.

А булыжная мостовая на Трактовой продолжала жить: застала революцию, Первую мировую, гражданскую и Вторую мировую войны.

О ее состоянии в советские годы не сообщается. Вероятно, каких-то особых опасений не было, так как автомобили считались роскошью, поэтому имелись не у всех, люди ходили пешком.

Но в современности пошли разговоры о ее возможном сносе. Основная причина была в том, что автобусам сюда сложно проехать, поэтому они и не ездят. А доставлять людей до Крестовоздвиженской церкви было нужно — она находится ниже по Трактовой.

Не всем нравится, что здесь ездят тяжелые машины

Еще в 2013 году высказывались предложения оставить часть булыжной мостовой как достопримечательность, а остальное просто снести. Общественники выступили против, да и местные жители вроде как не хотели терять такую уникальность.

В итоге после обсуждений на верхах было принято решение.

— Спасло уникальный объект внимание общественности, «Архзащиты Уфы». С 2019 года брусчатка обладает охранным статусом объекта культурного наследия. Запрещается менять ее облик и параметры, засорять бытовыми отходами, — пишет Главархитектура Уфы.

И раз уж в мэрии высказались за сохранение мостовой, тут ничего не поделаешь. Однако против природы не попрешь, как говорится. В августе 2024 года Уфу резко залило ливнями — 200-летняя кладка такого не выдержала и буквально развалилась. Некоторые камни выпали из своих мест, а другие части мостовой залило дождевой водой.

На следующий день после ливня приехала техника: воду убрали, камни уложили обратно.

Восстановление после ливня

Объект культурного наследия — он такой

Но выдержат ли они эту зиму и следующее лето — уже вопрос. И им задался даже мэр Уфы Ратмир Мавлиев.

— Для нас она имеет большую историческую значимость. К сожалению, фрагментами требуется восстановление дороги. В ближайшее время выделим финансирование и начнем проектирование. Процесс не быстрый, жителей прошу набраться терпения, — написал он в соцсетях.

Полностью запретить проезд тут не получится

В комментариях нет явных противников этой затеи: видно, что уфимцы хранят память о приезде государя и не хотят терять такую уникальную улицу. Однако они обращают внимание на другие объекты, которые тоже нужно сохранить (а вернее, доделать).

И напоследок интересный факт: булыжная мостовая пережила пятерых российских императоров, двух глав Временного правительства, одного Верховного правителя России, 15 различного рода руководителей СССР и одного президента России.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Хватит слушать одно и то же: вот новые песни для вашего плейлиста от свежих музыкантов из Уфы
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления