Какие-то полвека назад многих районов в Уфе просто не существовало. Но есть и такие, которые появились очень-очень давно — настолько, что их называют ровесниками самого города. Один из таких — поселок Максимовка, находящийся между огромным кладбищем и густыми лесами. Этот район скорее типичный для окраинных, но кое-что интересное там всё же есть. UFA1.RU прогулялся по Максимовке и узнал, как там живется. Спойлер: да вроде бы неплохо.
Детсад и школа возле мечети
Если не вдаваться в подробную историю района, то некоторые источники приписывают ему едва ли не возраст Уфы. И правда, согласно въездной стеле, поселение на этом месте появилось в 1611 году, то есть через 37 лет после строительства крепости (Уфимского Кремля на месте современного Монумента Дружбы). В 1936 году территорию включили в состав Уфы, а какое-то время она была частью города Черниковска.
Вообще, попасть в Максимовку не так-то сложно. Нужно ехать по Интернациональной в сторону Шакши и на светофоре вовремя увидеть неприметный указатель с поворотом в нужный район. Если проехать дальше, будет многострадальный Шакшинский мост. На машине как добраться еще понятно. А вот с общественным транспортом тут не так всё ясно: из центра Уфы едет один прямой маршрут (стартует от Башдрамтеатра и едет через Центральный рынок), на еще одном можно доехать из Сипайлово (он следует по Уфимскому шоссе, а потом через Черниковку).
Дороги на главных улицах — Сосновской и Чехова — он называет идеальными. Они и правда хорошие: видно, что уложили давно, местами есть небольшие трещинки или следы ямочного ремонта, но ничего серьезного. Машины ездят без особых проблем.
Въезд в район — сплошь частный сектор по обе стороны. Дома — простые, деревянные, где-то один этаж, где-то два, у одного есть отделка, у другого нет. Как будто проезжаем деревушку вдоль трассы.
Более-менее цивилизованная часть начинается возле школы № 53 — учреждение существует больше сотни лет. В конце минувшего года местные жители жаловались на условия, в которых там приходится заниматься детям. В частности, они говорили о спортзале.
На сайте учреждения написано, что они учат детей с 1-го по 11-й классы: больше всего начальных — их 16, остальных — 17. Если в классе в среднем 20 человек, то обучаются в этой школе от 600 до 800 человек.
Напротив стоит мечеть Асия — явно недостроенная. Причем, судя по сообщениям СМИ, ее начали строить еще в 2000-е годы на частные средства. Есть легенда, что ее появление завещал репрессированный в 1930-е годы имам. Возводили учреждение на частные деньги, поэтому стройка, видимо, и встала. Но люди ходят на молитвы и ждут окончания строительства.
Также в районе есть и православный храм.
Поблизости расположился Центр развития творчества детей, возле которого стоит поистине редкий в России мемориал — воинам Первой мировой войны. Судя по всему, раньше здесь жило много людей с одинаковыми фамилиями, поэтому они записаны именно так: фамилия и количество. Получается, из одной только Максимовки погибло свыше 100 человек.
Судя по всему, этот район и есть центр поселка: рядом еще находятся поликлиника и пожарная часть. А также закрывшийся магазин (судя по снимкам 2023 года, тогда он еще работал).
А дороги где?
Машин в этом месте проезжает много, а пешеходам идти приходится по проезжей части. Даже молодые самокатчики могут в ответ на претензии задаться вопросом: «А где ж еще тут ехать?»
Мы шли по проезжей части, прям вот так вышли на дорогу и двигались, потому что иначе просто никак. А всё потому, что тротуаров нет — просто земля. После недавних дождей она размокла, образовались лужи. Пройти можно, но в сапогах или ботинках. Летняя обувь тут сразу погибнет.
Здесь нам встретились два местных жителя, с которыми завязался разговор.
— Тротуаров тут что-то не хватает, да? — спрашиваем собеседника.
— А как их тут сделаешь? Везде столбы стоят. Дорогие узкие, конечно, но нормально. Дальше — хуже, — смеется он в ответ.
Под хуже мужчина имел в виду самую окраину района, где дома по улице Чехова исчисляются двумя сотнями.
С другой стороны, местные на жизнь в Максимовке не жалуются.
— Да нормально живется. Это же не в Шакше жить, где мост уже который раз перекрывают (полностью закрывали его только один раз, а ограничения действуют уже год. — Прим. ред.). Тут, если машина сломалась, сел на маршрутку — и через пять минут ты в городе, — говорит мужчина.
В процессе разговора мы вскользь упомянули: а вот в городе-то народ постоянно жалуется на автобусы. Ответ жителя Максимовки удивил.
— Да они там… как москвичи. Вон, пускай себе вот такой транспорт [самокаты] покупают и всё, — сказал он.
Мужчина говорит, что много лет назад у них в районе жила одна национальная диаспора, но потом ее «выгнали в сады». Причиной этому, по его словам, стали наркотики.
— Мы всех выгнали в сады. Тут при них наркота всякая была, а потом их выкинули. Ну и всё, сейчас всё чисто. Любого взять — тут же загасим, кто что там поставил (видимо, тут собеседник имел в виду: «кто где заложил закладку». — Прим. ред.), — сказал мужчина.
И добавил, что они «с пацанами» на выходных собираются и вливают в себя крепкие напитки, но всё, цитируем, «по обоюдному согласию». При этом запах недавно употребленного алкоголя ощущался, но не то чтобы сильно.
При этом общавшийся с нами мужчина решил о нас позаботиться и рекомендовал не менять направление.
— Вы налево только не сворачивайте, там комары, осы, пчелы дикие, — сказал он.
Осы-пчелы действительно есть, но они больше летают вокруг цветов, которые высадили на своих участках люди. А вот мошкара здесь сплошь и рядом. Чем ближе ты к воде, тем этих приставучих насекомых больше.
А в качестве воды тут озеро Максимовское — там в начале июля утонул 17-летний подросток: он решил поплавать в запрещенном для купания месте. Когда он скрылся из виду, друзья позвонили в 112. Приехавшие спасатели нашли погибшего парня в 35 метрах от берега на глубине пяти метров.
Инцидент случился по другую сторону озера, где стоят СНТ, а здесь, на территории района, выходы к водоему совсем неочевидные. Каких-то дорог к нему попросту нет. А те, что есть, не вызывают желания по ним ходить.
Вообще, озеро Максимовское имеет удивительную форму — не круга или чего-то такого, у дуги. Протяженность береговой линии в одну сторону может составлять примерно 5 километров.
Тот же местный житель говорит нам, что в Максимовке ну вообще всё хорошо: газ, свет, вода всё имеется. Можно переезжать жить. Главное, говорит, иметь руки из нужного места, чтобы новый участок привести в порядок.
Попутно собеседник поинтересовался, для чего мы снимаем. Рассказали ему, что смотрим районы города, и вообще, нам есть, с чем сравнивать.
— С чем? — интересуется мужчина.
— Да с Шакшой, например.
— Да с какой [к чёрту] Шакшой! Вот Тимашево с Максимовкой сравните. У них кладбище рядом стоит, а они из колонок воду набирают. Вообще не пойму, как они ее пьют. Вот как они там живут? Вроде гора, кладбище там. Там, наверное, миллион человек захоронен. Приезжаю к дяде в Тимашево — он с колодца воду черпает. У него дом далеко, конечно, от кладбища, но грунтовые воды-то всё равно идут. Ну его нафиг [там жить]. Мне кажется, у них намного хуже живется, — подытожил наш собеседник.
Мы проходим вдоль улицы Чехова. Дома здесь тоже обычные, как и на въезде в микрорайон: по одному-два этажа, деревянные, но отделка встречается нечасто.
Есть и изыски — например, два этажа построены из кирпича, а верхушка — из дерева. Как так вышло — непонятно.
Перед домами обычно что-то растет, но это так, выглядит не всерьез.
Дорога, как мы говорили уже, в целом неплохая, но если свернуть куда-то в сторону от Сосновской или Чехова — начинается караул. Повезет, если на другой улице будет какая-нибудь щебенка или вроде того, но даже это не спасает от грязи и луж.
Животные встречаются нечасто. Видели мы всего трех котов, зато собаки — почти на каждом участке, что раскинулись вдоль дорог. Одна особь была настолько рада незваным гостям, что неустанно прыгала и не забывала при этом гавкать. Сразу отпадает желание, глядя на нее, лезть на участок.
А еще слышали гогот гусей. Они тоже были проходящим мимо гостям.
Дорога в новый район
Максимовку можно поделить на две неравные части: первая — самая большая — состоит из частных домов. Вторая — маленькая — из новых. Вот к последней мы и пошли.
Выбрали не самый простой способ — пошли по обычным улочкам. Так и короче, и посмотреть получится больше. А смотреть было на что: иногда встречались ухоженные дома, а некоторые и вовсе выглядят зажиточными.
При этом, конечно, возникает диссонанс: вот стоит дорогой дом, но вокруг него просто нет дорог. Если и ездить на машине, то на каком-нибудь внедорожнике. Они здесь, кстати, весьма частое явление.
Но чем ближе мы были к Новой Максимовке, тем хуже оказывались дороги. В какой-то момент просто закончилась щебенка и пошла обычная земля.
Да и вокруг нового микрорайона дороги тоже не очень.
Здесь летали самолеты
Некоторые источники утверждают, что раньше в Максимовке находился аэродром УМПО. Его наличие подтверждается топографическими снимками 1966 года: самолеты стояли посреди поля близ современной улицы Сосновской (въезд в район). Оттуда они выезжали на нынешнюю улицу Спивака, разгонялись и взмывали в небо. Дальше держали путь в самые разные уголки страны — говорят, даже в Дальний Восток отвозили запчасти из УМПО.
Сейчас от аэродрома нет и следа. Упоминания об этом даже в сети мы нашли далеко не сразу, а про сам район уж и говорить не стоит. Там ничего не свидетельствует о существовании летного поля. Хотя сама улица Спивака как раз-таки похожа на взлетно-посадочную полосу: она очень протяженная и ведет в никуда.
Сейчас улица Спивака — это район Новая Максимовка, который строили еще при Рустэме Хамитове — в 2013–2015 годах, а некоторые дома вот-вот готовят к сдаче.
Все они выглядят неплохо — всего три этажа. По местным меркам это уже многоэтажка, хотя, признаться, мы среди частных домов встречали и нечто выше.
Дворы убраны, зачастую там порядок, по центру есть детская площадка, где местная ребятня проводит время. Но вдоль тротуаров всё заставлено машинами. Автомобильный бум к моменту стройки, как можно догадаться, уже давно случился, но при проектировке о парковках будто даже не думали.
Пройти между домами получается не везде. Вероятно, это связано со стройкой и прочими работами, которые тут происходят. Стоит надеяться, что позднее с внешней стороны домов всё же уложат асфальт, потому что после дождей ходить здесь невозможно.
Если выйти из дворов на улицу Спивака, то сразу приходит понимание огромной пустоты вокруг. Как будто здесь хотели построить большой жилой квартал, но почему-то передумали. Судя по многочисленным концептам, которые мы нашли в Сети, так и есть: район планировали застроить домами.
Но стоит обратить внимание на виды, которые открываются с края поселка.
В самом конце улицы Спивака должна быть своя атмосфера, но ее нет. Например, там могли бы кататься любители дрифта, но вместо того они показывают свою крутизну на набережной Белой, а потом выходят из отдела ГИБДД и пачкой протоколов.
Более того, катаясь здесь, они как будто бы ничего не нарушали бы: жилые дома далеко, маловероятно, что их кто-то услышит, разметка на дороге отсутствует. Главное иметь права и быть пристегнутым (а еще, конечно, трезвым). Но данная локация любителей пошуметь почему-то не привлекает.
Отдельно можно отметить, что культ малолетних мотоциклистов здесь не особо развит, но мы встретили сначала подростка на квадроцикле, а потом и вовсе будто 12-летнего школьника за рулем мотоцикла. Надеемся, ГИБДД обратит внимание на этот район и юных нарушителей.
Нельзя обойти стороной и тот факт, что Новую Максимовку регулярно затапливает по весне. Район заливала вода, например, в нынешнем году, а в 2022-м там и вовсе всплыли нечистоты из канализации. Несмотря на это, район сохраняет свою идентичность: в нём пока нет 20–30-этажных домов, но учитывая современные темпы строительства, не исключено, что лет через 10 они появятся в чистом поле.