Гуляя по Уфе, многие наверняка сталкивались с казусами городского благоустройства и задавались вопросом: почему тротуар ведет в никуда, автобусы несколько раз проезжают одну и ту же остановку, а чтобы попасть с одной стороны аллеи на другую, нужно пройти три пешеходных перехода? Корреспондент UFA1.RU прогулялся по городу и нашел несколько городских решений, которые, возможно, понятны экспертам, но не поддаются логике обычного жителя. За непредвзятым мнением мы обратились к транспортному эксперту Олегу Арефьеву.
Разорванные аллеи
Пешеходная аллея, окруженная деревьями, по обе стороны — проезжая часть, вы спокойно прогуливаетесь, и тут перед вами появляется перекресток. Пешеход ожидает, что по пешеходному переходу можно будет пересечь дорогу и продолжить прогулку. Однако процесс перехода дороги затянется: чтобы вернуться на аллею, нужно пересечь сначала основную улицу, потом пересекающую, а потом — снова основную. Такую ситуацию можно заметить на множестве перекрестков, например на Бульваре Ибрагимова и улице Кольцевой.
— В целом, нюанс в том, что обходить такой переход схемой П необходимости нет, пешеход может продолжать двигаться прямо, а водитель обязан пропустить его, независимо от наличия пешеходного перехода, — говорит Олег Арефьев.
Согласно правилам дорожного движения, водитель при повороте обязан уступать дорогу пешеходам, велосипедистам и людям на инвалидных колясках, если они пересекают ту часть дороги, на которую он собирается свернуть. Арефьев рассказал, что в случае с бульварами границы перекрестка просто теряются.
— Данная разметка может ввести в заблуждение участников движения и привести к трагедии. Водители часто двигаются на автомате, держа в памяти, что нужно пропускать пешехода только на зебре. Нет зебры — могут и не пропустить, и спасает от трагедии только то, что пешеходы сами не понимают своих прав и обходят это место, делая зигзаг, — объясняет эксперт.
Антикарманы на Ленина
На углу улиц Ленина и Пушкина, возле оперного театра, можно найти еще один непонятный элемент: это антикарман прямо на перекрестке, который как бы съедает одну из полос.
— Антикарман делают исключительно на остановках, потому что обычные остановочные карманы часто забиты машинами, также до и после него припаркованы машины, автобусу просто сложно маневрировать. Поэтому и придумали урбанисты делать не карман для автобусов вглубь, а наоборот — выступ наружу, — говорит эксперт.
Если возле остановок наличие такого решения понятно и даже оправдано — в европейских странах антикарманы часто встречаются на дорогах, то на перекрестках решение почти не имеет смысла — так считает и эксперт.
— Решение спорное, в нормативных документах, включая ГОСТы, ничего похожего нет, но в администрации, видимо, просто услышали красивое слово, оно им показалось таким продвинутым, что они посчитали необходимым его вставить в свой комментарий, — говорит эксперт.
По сути, отрезок дороги после антикармана превратился в обычный карман, который автомобилисты используют для парковки.
— Насколько вообще там нужна парковка, сложно сказать. С одной стороны, там есть платная парковка, при этом мы должны понимать, что чем больше машин имеют возможность в центре припарковаться, тем больше утром их в центр едет, а вечером из центра выезжает, создавая заторы. Вообще, я за нормальный общественный транспорт и центр без машин, но с общественным транспортом у нас всё не очень хорошо, несмотря на бравые отчеты об успехах, — говорит эксперт.
Перекресток бульвара Хадии Давлетшиной и улицы Николая Дмитриева
В конце бульвара Хадии Давлетшиной есть непонятный островок, возле которого находится проезд. По проекту этот проезд должен был разгрузить движение. Но на перекрестке до сих пор возникают пробки, а островок безопасности превратился в небольшую парковку. Арефьев объяснил, что этот кусочек асфальта — не островок безопасности, а островок направляющий. Этот элемент, как правило, либо расположен на уровне проезжей части, либо возвышается над ней. Он действительно должен служить для разделения и слияния транспортных потоков.
— В ПДД [островок направляющий] введен только с 1 марта 2023 года, остановка и стоянка на них запрещена. Но, к сожалению, лично я не встречал четких определений этого термина, поэтому это может быть просто кусок земли между двумя дорогами, на котором организована стоянка. Стоит только выяснить, на основании чего она там организована, по закону или нет, — объясняет эксперт.
Велодорожки
Многие жители считают велодорожки большой проблемой Уфы. Одним не нравится, что велосипедисты ездят по пешеходной части, другим — что специальная полоса для двухколесного транспорта постоянно прерывается. На проспекте Октября велодорожка есть только по нечетной стороне. Каждые несколько остановок она перемещается с одной стороны тротуара на другую, а кое-где и вовсе исчезает. Такая же картина и на улице 50-летия Октября — кое-где велодорожка находится прямо перед остановкой, где люди ждут своего автобуса.
В некоторых частях города велодорожки отсутствуют или даже прерываются, упершись в забор. Хоть это и раздражает велосипедистов, по мнению Арефьева, серьезного нарушения ГОСТов здесь нет.
— Велодорожка может проходить по тротуару или быть совмещена с пешеходной дорожкой. С одной стороны, это дает более широкие возможности при их организации, с другой — дает возможность чиновникам нарисовать краской полосы на тротуаре и заявить, что они организовали больше всех велодорожек в городе. Решение очень спорное, но не противоречит нормативам, — говорит эксперт.
«Горки» на тротуарах и пандусы
Когда дорога идет под уклоном, на тротуаре можно увидеть лестницы и спуски для колясок, своеобразные пандусы. Ими по идее должны пользоваться как инвалиды, так и люди с детскими колясками. Не все из них физически можно пройти. Угол наклона пандуса, согласно ГОСТ Р 51261–99, должен быть около 5%, а отношение высоты пандуса к его длине должна составлять 1:12. Это значение соблюдается не везде: многие подземные переходы для людей на колясках оказываются непроходимыми.
— С тем, что пандусы непроходимые, согласен. У нас вообще большая часть пандусов делается для галочки, просто чтобы было. При этом, кстати, требований ГОСТа они вроде как не нарушают, — рассказывает Арефьев.
Согласно уже другому ГОСТу, 59432–2021, в стесненных условиях уклон пандуса не может быть больше 80% с совокупной протяженностью в пределах одного объекта не более 50 метров.
— Если уклон соответствует, то претензий к нему быть не может, даже несмотря на то, что пользоваться им в реальности практически невозможно, — говорит эксперт.
Ограждения
Ограждения считают еще одной городской бедой. В прошлом году мэр Уфы Ратмир Мавлиев решил убрать серые заборы, которые портят внешний облик города. Но кое-где на улицах всё еще можно увидеть ограждения, выполняющие неизвестно какую функцию.
К примеру, этот забор установили возле перехода на улице Комсомольской. Рядом с ним — ограждение, которое должно, судя по всему, защищать пешеходов от машин или велосипедистов. Стоит оно ровно поперек пешеходной зоны.
Наш эксперт не сразу понял, что таким образом пытались выделить. Мы даже успели подумать, что это могло быть границей велодорожки.
— В принципе, ширина велодорожки по нормативу должна быть не менее 1,2 метра. Но велодорожка должна быть обозначена по всей длине дороги, а не в одном месте. Хотя наши деятели могли воткнуть и от фонаря забор, логику наших дорожников вообще описать очень сложно, — говорит он.
Но, скорее всего, это просто оказалось неудачным исполнением пешеходного перехода.
— Так попытались обособить пешеходный переход, если судить по знакам, но сам переход нарисовать забыли. Да, дичь, — рассуждает эксперт.
Узкие дворы
Проблемой для владельцев автомобилей и таксистов становятся узкие дворы и подъезды к домам, особенно если речь идет о больших жилых комплексах.
Такое можно увидеть в кварталах с плотной застройкой, когда к домам, в которых находится около тысячи квартир, ведет узкая дорожка, на которой не может разъехаться две машины.
По словам эксперта, эту проблему могут решить даже сами жильцы дома.
— Вопрос исключительно организации движения. В таких случаях есть смысл организовать одностороннее движение по кругу. Для этого достаточно общего собрания собственников жилых помещений с соответствующим заявлением в уполномоченные органы, — объясняет Арефьев.
Остановка возле ТЦ «Планета»
Жители Сипайлово и микрорайона возле ТРЦ «Планета» испытывают недопонимание из-за автобусной остановки торгового центра и одного из городских маршрутов. Еще зимой на остановку перестал заезжать автобус № 75. Причина — остановка не предназначена для крупного транспорта (хотя некоторые большие автобусы там останавливаются).
Жители задаются вопросом, что не так с остановкой и почему автобус несколько раз объезжает торговый центр. К примеру, маршрутка два раза проезжает одну и ту же остановку — ипподром «Акбузат». С точки зрения логики это решение объяснить никто не может.
По словам эксперта, в районе популярного торгового центра, скорее всего, еще не довели до конца план организации движения, а какие-то вещи изменились по ходу застройки. Отсюда — сложность и неэффективность.
— Дело в том, что заезд с Сипайловской сделан так, что зимой большому классу автобусов туда подняться довольно сложно. Летом без проблем, а зимой могут быть неприятные ситуации, тем более чистят дороги не самым лучшим способом, увы, и чиновники, скорее всего, просто решили перестраховаться, — пытается он найти ответ.
Но суть в том, что из-за этих неточностей и шероховатостей жители Сипайлово не понимают, почему утром, торопясь на работу, они вынуждены кататься на веселой «карусели» между торговым центром и ипподромом.
— Автобусы, нарезая круги вокруг «Планеты», теряют очень много времени в пути, в том числе и пассажиры. Решить это можно было бы так: все маршруты спрямить мимо «Планеты», а от нее пустить по небольшому кругу два или три бесплатных автобуса, которые по мере наполнения завозили и вывозили бы народ на ближайшие остановки. Поэтому схема — да, кривая, но это вопрос организации, которой никто не занимается, — рассуждает Арефьев.
Перекресток 50-летия Октября, Мингажева и 8 Марта
Пешеходный переход возле остановки «Дом Печати» довольно сложный, как и весь перекресток. Попасть на другую сторону дороги здесь можно через островок безопасности. Проблема для пешеходов — в одну сторону оба светофора можно пройти без перерыва, а вернуться назад без заминки не получится. Задержка светофора работает только в одну сторону.
Для автомобилистов этот перекресток тоже часто становится большой загадкой. Если по улице 50-летия Октября в сторону Черниковки движение идет быстро, то на улицах Большой Гражданской и Мингажева часто собираются пробки.
— Там очень длинные фазы светофора. Решить эту проблему перенастройкой фаз не получится: если сейчас увеличить фазу по Мингажева, то встанет 50 лет Октября. Там нужно реорганизовывать движение в рамках как минимум квартала, но в Уфе некому этим заниматься, — говорит эксперт.
Пешеходные переходы
Еще один пункт, который не понятен жителю города, — это количество светофоров на некоторых улицах. Особенное беспокойство вызывают те дороги, которые имеют тротуар только с одной стороны, например улица Айская. Если житель Уфы решил прогуляться и перейти мост через проспект Салавата Юлаева в сторону проспекта Октября, то придется заранее выбирать: идти или ехать на велосипеде по тротуару или перемещаться вплотную к машинам.
По словам эксперта, здесь всё не так просто. По одному из ГОСТов, при строительстве возле проезжей части нужно организовывать временный тротуар, но это возможно не всегда.
— Чиновники могут обосновать, что не имеется технической возможности их организации, к примеру, высокий трафик дорожного движения на этом участке. И тогда они обязаны разработать рациональные маршруты обхода, в том числе для инвалидов. И тут нюанс: можно организовать временные пешеходные переходы, но можно обосновать, что нет такой возможности или это нецелесообразно, и отправить пешеходов по большому кругу через перекресток. Нормы есть, но есть варианты их не соблюдать. И надеяться можно только на человечность тех, кто отвечает за это, — объясняет эксперт.
Еще несколько проблемных локаций
Олег Арефьев вспомнил еще несколько проблемных локаций в Уфе. Например: тротуар напротив юридического факультета БашГУ перегородили забором.
— Это нарушает все допустимые правила и требования, а еще создает препятствие для пользования пешеходной инфраструктурой для жителей района. Тем более там могут двигаться люди, идущие от остановки в больницу, на инвалидных колясках, с детскими колясками. Фото зимой сделано, летом там всё то же самое, — показывает эксперт фотографию.
Или другой странный случай: если ехать по улице Ленина в стороны Центрального рынка, можно увидеть висящие над проезжей частью «кирпичи». Видимо, их вешали во время какого-то ремонта, но убрать забыли.
— Получается, все, кто едет по крайней левой полосе, грубые нарушители правил дорожного движения, — говорит Арефьев.
И еще одна проблема для уфимских дорог. На центральных улицах многих других городов существуют тактильные плиты. Это специальная плитка для тротуаров, которая укладывается в несколько рядов и позволяет незрячим людям ориентироваться при переходе дороги. Один слой показывает, где заканчивается пешеходная часть и начинается проезжая, а другой — указывает, в каком направлении идет тротуар дальше.
В Уфе подобные детали на некоторых переходах есть, но многие в удручающем состоянии. К примеру, на том же перекрестке Мингажева, Большой Гражданской, 8 Марта и проспекта Октября. Плиты уложены в один слой, кое-где они и вовсе сломаны.
— Там есть довольно подробный ГОСТ, в Уфе его не соблюдают от слова совсем. А у прокуратуры просто не доходят руки, да и как такового серьезного наказания [за несоблюдение] нет, — заключает эксперт.
За некоторые решения уфимцы испытывают стыд. Одно из них — благоустройство парков и зон отдыха. К примеру, общественность неоднозначно приняла план реконструкции сада Аксакова. Что не так с проектом, читайте в нашем предыдущем материале.