Восточный выезд в Уфе строится уже множество лет. Работы начались ещё при первом президенте Башкирии и до сих пор не закончены. Однако беда не только в этом: жители уфимской деревни, которая расположена рядом с Восточным выездом, жалуются на отсутствие дорог. Сегодня, 23 октября, рассказываем их истории.
Восточный выезд начали строить в 1992 году. Предполагалось, что от трассы М-5 «Урал» будет построена дорога к тоннелю, который бы вел до улицы Галле в Уфе. Далее автомобили выезжали бы на трассу М-7 «Волга». Таким образом, «Восточный выезд» — это связующее звено между двумя крупными дорогами страны.
Однако не все оказались рады стройке, тем более настолько затянувшейся. В состав Калининского района Уфы входит небольшая деревня Елкибаево. Ее жительница Евгения жалуется в комментариях на странице главы Башкирии Радия Хабирова, что в населенный пункт перестал ездить автобус. Как рассказала она UFA1.RU, проблема проявилась в 2014 году — когда эти земли выдали многодетным семьям и инвалидам.
— До строительства эта дорога была более или менее в нормальном состоянии, во всяком случае, можно было спокойно ехать без опаски улететь с дороги, — говорит Евгения.
Теперь дорога разбита, потому что по ней регулярно ездят грузовики, работающие на строительстве Восточного выезда, — Евгения считает, что именно большегрузы и разбили дорогу. Впрочем, это не единственная проблема.
Более подробно о ситуации рассказала местная активистка Анастасия — она долгое время ведет переписку с чиновниками различного уровня и на своем опыте убедилась в бездействии.
— У нас рядом находятся база фирмы, которая делает комплектующие к Восточному выезду. Они здесь делают формы для тоннеля: сначала привозят песок, цемент, а потом заливают и вывозят получившееся, — говорит Анастасия.
Она отмечает, что дорога была заасфальтированной, но за прошедшие годы она просто стала непригодной для проезда. Анастасия подтверждает, что здесь даже перестал ездить автобус — на маршруте № 130 уже вывесили объявление, что с 24 октября транспорт ходить не будет. Эту же информацию жителям подтвердили и власти.
— Для соблюдения требований безопасной перевозки пассажиров решили с 24 октября временно прекратить заезд автобусов маршрута № 130 в деревню Елкибаево, — говорится в ответе администрации Калининского района Уфы.
Машинам здесь действительно небезопасно: они часто съезжают с дороги, либо режут колеса.
Чиновники разводят руками: в марте жители обращались к мэру Уфы Ратмиру Мавлиеву, писали в прокуратуру, на место даже приезжали специалисты из ГИБДД.
— Мне пишут из Минтранса Башкирии, что надо подождать неделю, пока они рассматривают вопрос. Потом еще неделю. И еще, — рассказывает Анастасия.
Дорога из Елкибаево в сторону деревни Фёдоровка является единственной. Других путей в город попросту нет. Жители, несмотря на разбитое состояние полотна, вынуждены ездить по ней ежедневно. Вместе с ними этот путь делят грузовики, школьные автобусы и общественный транспорт. Однако последний уже перестал ходить. Теперь жители деревни, у которых нет собственной машины, должны идти пешком до ближайшей остановки — 4 километра.
Можно представить, как ребенок ранним утром идет вдоль трассы, чтобы уехать в школу. Образовательное учреждение в Елкибаево одно, но маленькое — и туда берут не всех, поэтому ученики ездят в Зеленую рощу. Строительство новой школы находится под вопросом.
Ситуация с дорогой негативно отразилась не только на школьниках, но и на других жителях прилегающих поселений. Так, в деревне Самохваловка (тоже входит в состав Уфы) живут дети-инвалиды, в том числе те, кто не может передвигаться сам. Для них пройти несколько километров по неосвещенной разбитой дороге, где ездят грузовики, будет затруднительно, если не невозможно.
Анастасия на собственном опыте говорит, что продала квартиру в Уфе и переехала в Елкибаево, так как здесь раздавали землю многодетным семьям и инвалидам. Реальность оказалась не такой заботливой.
— Зимой нас по пять дней не могут почистить. Дорогу заметает. Мы сидим в сугробах, — рассказывает Анастасия.
Она отмечает, что в деревни не могут заехать даже машины скорой помощи. Другие жители в комментариях у Радия Хабирова это подтверждают и говорят, что неоднократно им приходилось нести больных на руках до того места, куда машина смогла доехать.
— Если у моей матери будет инфаркт или инсульт, скорая просто не доедет. Нас просто не чистят. Говорят, что грейдер сломался. Мы пять дней сидели в сугробах, потому что лопатой вообще нереально очистить, — говорит Анастасия.
На месте Елкибаево раньше было посевное поле, соответственно, местность более открытая, чем в основной части города. Если ветер зимой подует определенным образом, то 200-метровую улицу грейдер будет чистить 2 часа. Снега очень много — Анастасия утверждает, что высота сугробов достигала 70 сантиметров.
Жители деревни надеются, что когда-нибудь им все-таки сделают дорогу, но в то же время не парализуют ли дорожные работы поставки к Восточному выезду? Строительство этого в Уфе идет полным ходом. Его планируют завершить в 2024 году. В отдельной статье мы разбирали, что из себя представляет объект и почему его так долго строят. Бывший строитель, комментируя стройку, говорил, что сдать выезд могли еще 10 лет назад.