Многие туристы, приезжая в Уфу, идут на смотровую площадку к памятнику Салавату Юлаеву. Однако почти никто из них не знает, что буквально в нескольких метрах от Телецентра находится уникальный объект, один из немногих, что сохранил свой первоначальный облик. Речь об улице Трактовой — 200 лет назад здесь уложили брусчатку, с тех пор район застраивался, перестраивался, но дорога оставалась практически неизменной. Сегодня, 6 сентября, UFA1.RU рассказывает историю этого места и предлагает читателю окунуться в еще летнюю атмосферу на фото.
Название улицы связано с предназначением дороги — тракт, то есть дорога, которая связывает крупные населенные пункты между собой. В интернете очень много информации о предыстории Трактовой улицы. Разные источники по-разному рассказывают о ее предназначении: одни утверждают, что здесь шла дорога на Казань, вторые — что в Пермь и Екатеринбург.
Однако всё сводится к одному: мощение дороги булыжником началось при правлении Александра I (1801–1825). В 1824 году он решил наведаться в Уфу — и его путь, как пишет издание «Республика Башкортостан», пролегал через улицу Трактовую. В то время здесь была обычная грунтовка, которая по осени имела свойство «плыть». Чтобы император не увяз в грязи, решено было выложить дорогу булыжниками.
Как оценил новую дорогу Великий Самодержец — история умалчивает, но и тогдашним, и современным жителям внешний вид улицы нравится. Однако технологии шагнули с тех пор далеко вперед и вместо лошадей здесь ездят машины. Лошади не гнали, а теперь не гонят и машины.
Начало Трактовой, как пишет «Республика Башкортостан», идет снизу, вероятно, от Крестовоздвиженского храма. Однако уфимский экскурсовод Кристина Абрамичева в своем блоге пишет, что дорога начинается от улицы Пушкина (в те времена Почтовая), переходя далее в Урицкого. Кстати говоря, улица Урицкого раньше была частью Трактовой, но в советское время стала отдельной.
Храм возвели в 1892–1902 годах, но к 1937 году его закрыли. В то время новые власти страны вели активную борьбу с религией. Экскурсовод Кристина Абрамичева в своем блоге рассказывала, что неподалеку находилось староверческое кладбище. Скорее всего, его разграбила антирелигиозная общественность. Храм чудом избежал сноса.
Некоторые уфимцы считают, что прям вглубь района машины не ездят, однако мы убедились в обратном — многие не боятся такой дороги и съезжают вниз, к своим домам или в Крестовоздвиженский храм.
Если спуститься совсем вниз, то можно выйти к платформе Правая Белая — ее открыли в 1929 году. Она является промежуточной между станциями Дёма (1899) и Уфа (1888).
Поезда по этой дороге ходят с 1890 года — они связали Уфу и Златоуст. Сейчас до Златоуста можно добраться с пересадкой в Кропачёво, а напрямую с Правой Белой можно уехать в Раевку, Давлеканово, Иглино, Чишмы и Ашу.
Между двумя платформами Правой Белой построили мост, однако выход с него в Нижегородку закрыт из-за аварийного состояния лестницы.
В 2019 году булыжную мостовую признали объектом культурного наследия. Теперь 350-метровую дорогу нельзя ремонтировать, менять ей облик и засорять отходами. Она охраняется государством.
В 2020 году известный урбанист и блогер Илья Варламов (3,8 миллиона подписчиков на YouTube) назвал улицу Трактовую в Уфе одной из самых красивых улиц в России.
— Если хотите увидеть старую, почти деревенскую Уфу — вам сюда, — пишет он.
Кстати, Варламов активно выступает за совершенствование ливневых стоков в городах. На открытке XIX века, где изображена улица Трактовая, видно, что возле домов вырыты небольшие овраги. Считается, что таким образом жители пытались отвести воду с дороги.
Напомним, ранее мы рассказывали как живется жителям этого района: мы посмотрели их дома, поговорили сами жильцами. Все как один отмечают, что им нравится жизнь здесь — менять ее на городскую они не планируют, но почему? Ответ читайте в нашем материале.