В Уфе на протяжении десятилетий работает железнодорожный вокзал. Он является стратегически важным узлом и находится на основном направлении Транссибирской магистрали. Ежедневно отбывают и прибывают электрички и поезда. Через него проходят как пассажирские, так и грузовые составы. Сейчас с уфимского вокзала можно уехать практически в любом направлении. Корреспонденты UFA1.RU побывали на вокзале и узнали, почему так долго длится реконструкция, как он совершенствуется и каково здесь работать. Подробнее — сегодня, 19 июня.
Построили и снесли
В 1885 году началось строительство железной дороги из Самары в Екатеринбург, проходящий через Уфу. В связи с этим было решено построить вокзал в столице Башкирии. Торжественная закладка здания состоялась 26 апреля 1886 года. Его возводили в стиле эклектики по проекту архитектора Федора Эссена. Заработал уфимский вокзал в 1888 году.
Строительство железнодорожной ветки увеличило экономическое влияние Уфы и его внешний облик. Так, в городе были открыты железнодорожные мастерские и депо. К тому же появился механический завод, который стал первым уфимским предприятием по металлообработке.
В 1967 году вокзал решили реконструировать. Здание полностью снесли, хотя, как отмечали местные жители, в этом не было необходимости.
В 1970 году в Уфе построили более современный вокзал по проекту «Мосгипротранса». Его создал архитектор Михаил Готлиб, который разрабатывал проекты крупных жилых зданий и значимых общественных объектов, включая «Дом с башенками» в Москве и ж/д вокзал в Нижнем Новгороде.
Изначально вокзал находился под управлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая в 1936 году стала называться дорогой имени Валериана Куйбышева. В 1949 году станция перешла к Уфимской железной дороге, в 1959-м — Башкирскому отделению Куйбышевской железной дороги, в 2003-м — Башкирской дирекции по обслуживанию пассажиров структурного подразделения Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров.
С 2007 года вокзалом управляет Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала «Российских железных дорог».
В 2005 году началась реконструкция вокзала. Однако по сей день работы не завершены. Сроки сдачи объекта переносились несколько раз.
Реконструкция
В первые года после начала ремонта были построены надземный пешеходный переход и новое здание с куполом, которое сейчас считается главным корпусом. Кроме того, внутри установили эскалаторы и отремонтировали помещения. Преобразилась и привокзальная площадь.
Тогда средства на реконструкцию выделяли правительство Башкирии и РЖД. Сумма, которую планировалось потратить на реконструкцию, составляла два миллиарда рублей. Предполагалось, что ремонт завершится уже к концу 2007 года, когда праздновалось 450-летие добровольного вхождения республики в состав России. Однако проблемы с финансированием строительства отодвинули сроки.
Возобновить работы на вокзале решил президент Башкирии Рустэм Хамитов. В 2013-м начальник Куйбышевской железной дороги, которым на тот момент был Сергей Соложенкин, сообщил, что реконструкцию завершат в 2014–2015 годах, но и этого не произошло.
Затем появилась новая дата — 2021 год. Позже стало известно, что на вокзале построят два перрона за миллиард рублей. В ноябре прошлого же года сроки завершения работ вновь перенесли, уже на 2024 год.
Сейчас реконструкция проводится исключительно за счет РЖД. Как объяснил UFA1.RU начальник уфимского ж/д вокзала Олег Мигунов, работы затянулись из-за финансовых трудностей, экономического кризиса и прохождения экспертизы.
— Там не было финансирования, были технические моменты по проекту. У нас федеральный уровень, поэтому проект проходил Главгосэкспертизу. Были сложности по получению положительного заключения при прохождении Главгосэкспертизы, — объяснил Мигунов.
Реконструкция проводится в два этапа. По словам начальника вокзала, в рамках первой возвели новый корпус и надземный переход, отремонтировали здание 1970 года постройки, реконструировали платформу № 1 и построили пассажирскую платформу № 4.
Кроме того, были обновлены теплотрасса, дренаж, бытовая канализация, водоснабжение, помещение дикторской, санитарные комнаты, служебные кабинеты, кассы дальнего следования, противопожарные зоны.
В зале ожидания поменяли скамейки, появилась бесплатная детская зона.
В зале ожидания также есть небольшой выставочный стенд. Олег Мигунов отметил, что в будущем на вокзале может появиться целый музей.
Первый этап реконструкции вокзала планируют завершить в 2022 году. Сейчас вокзал ждет получения заключения о соответствии объекта градостроительным и строительным нормативам и правилам. После этого начнется второй этап, который продлится до 2024 года.
В его рамках отремонтируют пассажирские платформы № 2 и № 3. Как отметил Мигунов, их оснастят видеокамерами, навигацией и освещением. Кроме того, будет проведена реконструкция подземного пешеходного тоннеля, который находится под железнодорожными путями. Он был закрыт после ШОС и БРИКС в 2015 году.
— Проектом предусмотрено два выхода, то есть, можно сказать, разделение пассажиропотока. Сейчас выход на посадку и вход в здание вокзала осуществляется через один выход и вход — это конкорс. Когда мы тоннель построим на втором этапе, у нас будет разделение пассажиропотока, как в аэропорту. Люди заходят, проверяются на досмотре, идут через конкорс на посадку, а те, кто прибывает, спускаются в иное здание вокзала, чтобы их опять не досматривать, и выходят на привокзальную площадь и городскую территорию, — объяснил начальник вокзала.
Что появилось нового на вокзале
Автоматические камеры хранения
Год назад на вокзале появились автоматические камеры хранения. Чтобы оставить в них сумки, нужно выбрать ячейку, оплатить аренду через платежный терминал, подойти к ячейке и отсканировать штрихкод, после чего она закрывается на замок.
Справочное бюро
На ж/д вокзале год назад установили информационные терминалы. Всего в здании их три. Это цифровое справочные бюро, где можно узнать стоимость билета, расписание маршрутов без помощи сотрудников вокзала.
Если помощь всё же понадобится, через систему можно позвонить в call-центр, причем доступны как телефонный звонок, так и видеозвонок. Работники проконсультируют пассажира по его вопросу.
Исторический багаж
Также на вокзале установили так называемый исторический багаж. Как уточнил Мигунов, его поставили в декабре. На интерактивной карте можно узнать об Уфе, ее достопримечательностях и о самом вокзале.
Удобства для маломобильных пассажиров
На каждом этаже вокзала стоят тактильные мнемосхемы. Для маломобильных групп населения бесплатно предоставляется всё необходимое оборудование: инвалидная коляска, костыли и так далее. Также сотрудники вокзала могут встретить, проводить, посадить на поезд пассажиров с ограниченными возможностями.
Помимо этого, на вокзале построили отдельную комнату для маломобильных людей. Раньше таким пассажирам приходилось сидеть в общем зале ожидания.
В помещении есть все удобства: диван, телевизор и даже отдельный санузел.
Обратная сторона работы вокзала
Важную роль в работе станции играет дежурный по вокзалу. Именно к нему обращаются люди, которые оставили вещи в поезде. Такую должность занимает Александр Груздев. В его обязанности входит организация работы вокзального комплекса и обслуживание пассажиров.
— Узнаю, сколько на прибытии и отправлении маломобильных пассажиров, детские группы, какие поезда на посадку и на высадку. Встречаем, провожаем, оказываем содействие, помощь. Также пассажиры обращаются, кто вещи забыл в поезде или на вокзале. Они пишут заявления, мы с ними с вокзалами связываемся. По их заявлению их забытые вещи нам высылают, — рассказал Груздев.
На железнодорожном вокзале он работает около 18 лет, из которых 10 был дежурным по вокзалу. Груздеву приходится много взаимодействовать с людьми, нередко происходят неординарные ситуации. К примеру:
— В районе часа ночи прибегают трое военнослужащих: один прапорщик, двое сержантов. Видно, что они контрактники по возрасту. Называют номер эшелона и говорят: «Где наш эшелон? Мы вышли за сигаретами, наш состав ушел». Я звоню, состав проходит Черниковку. Поезд остановили, посадили, отправили. Полдевятого утра появляются еще четверо, называют тот же номер эшелона, говорят, что тоже побежали за сигаретами, пришли, а состава нет. Их потом забрали, — вспоминает дежурный по вокзалу.
Кстати, несмотря на то что в Башкирии отменили масочный режим, на сотрудников железнодорожного вокзала это не распространяется. Дело в том, что на станцию приезжают люди из регионов, где могут сохраняться ограничения, поэтому средства защиты нужно носить.
Еще важная сотрудница вокзала — диспетчер справочного бюро Ольга Васильева. Она связала жизнь с вокзалом, потому что выросла в семье железнодорожников.
Васильева может подсказать пассажирам необходимую информацию о билетах, стоимости. Также она выписывает справки о стоимости поездок, оформляет экспресс-доставку малогабаритных грузов.
— Это быстрая доставка до вокзала поездами. Посылка должна быть не более 10 килограмм. Есть еще ограничение: мы не всё принимаем, например, колющиеся, бьющиеся предметы, биоматериалы, продукты питания, — рассказала диспетчер.
Как повлияла отмена авиасообщения
Сейчас вокзал работает в усиленном режиме. Особо острую потребность в железнодорожных путях горожане почувствовали после отмены авиасообщения перед самым сезоном отпусков. Как рассказал начальник вокзала, пассажиропоток увеличился более чем в два раза.
— В связи с последними событиями железнодорожный транспорт принял на себя пассажирские перевозки. По сравнению с прошлым годом у нас вырос пассажиропоток. Если раньше мы отправляли 500–600 пассажиров ежесуточно, то сейчас — 1300–1400 пассажиров. Это я только беру данные на отправление, — заявил Мигунов.
Он отметил, что в скором времени будут назначаться дополнительные поезда, прицепные вагоны в Крым, на Амурское побережье, Кавказ, поскольку вырос спрос на эти направления.
— Железнодорожный вокзал всегда готов к массовым увеличениям пассажиров, мы рады этому, — добавил начальник.