Отопительный сезон в Башкирии только начался, но уже принес властям и жителям кучу проблем. Чиновники решили экстренно решать проблему и даже собрались на пресс-завтрак, посвященный началу отопительного сезона. На нем присутствовал исполняющий обязанности министра ЖКХ Алан Марзаев, директор «БашРТС» Тимофей Дубровский, член совета по правам человека Владимир Барабаш и другие. Они рассказали о проблемах и способах их решения.
Напомним, что отопительная проблема в республике началась в прошлом году, когда в Башкирии вступило в силу постановление № 479 от 28 сентября 2018 года, согласно которому в республике изменилась система начислений платы за теплоснабжение. С наступлением нового отопительного сезона у потребителей всё еще осталась масса вопросов к властям и ресурсоснабжающим организациям по схеме расчета суммы за тепло и проблем с его подачей.
Проблема первая. Перетопы и высокие цены
Исполняющий обязанности министра жилищно-коммунального хозяйства Алан Марзаев начал мероприятие с рассказа о том, что наслышан о возмущениях населения фактами перетопов и высоких цен. Он сообщил, что в результате проверок обнаружено множество причин, по которым были проблемы с ценами на отопление.
— В летний период не проводилась качественная подготовка домов к зиме, не было поверки приборов учета и энергосберегающих мероприятий. Безусловно факты перетопов тоже были, но это не единственная причина, одной из основных было то, что дома не утеплены. Что касается цен, то в прошлом году был и психологический фактор, который вызвал возмущение у населения. Если мы, образно говоря, раньше платили 12 месяцев по одной тысяче в месяц, то переходя на схему 1/8 автоматом, мы получаем в квитанции увеличение на 50% этой суммы, плюс аномально холодный месяц — декабрь — и прислали, к примеру, 2000 рублей вместо 1000. Конечно, человек скажет: «Что это за дикий рост?» Вот поэтому такая реакция. Хочется верить, что у людей уже есть понимание, что такое система оплаты 1/8. Надеюсь, что в этом году с божьей помощью у нас не будет повторения той ситуации. Мы провели всю необходимую работу, чтобы войти в зимний отопительный сезон, но пока они не все завершены. Это касается энергосберегающих мероприятий, работа по ним будет продолжена и, дай Бог, завершена в этом отопительном сезоне. Чтобы подготовиться к сезону, было направлено 4,6 миллиарда рублей. Эта сумма чуть больше, чем была в прошлом году, — рассказал Марзаев.
И. о. министра признался, что технические паспорта готовности некоторым управляющим компаниям в этом сезоне выдали, закрыв глаза на мелкие недочеты. Среди них непокрашенные стены, неввинченные лампочки и так далее. Всего компании нужно было выполнить 35 обязательных пунктов, чтобы получить паспорт готовности, но в случае серьезных недочетов его выдавали только после устранения проблем.
Что же касается самой работы управляющих компаний, то тут Марзаев сообщил, что не имеет на их работу никаких рычагов воздействия. В этом вопросе вся ответственность возложена на жильцов дома. Чтобы начать официальную проверку деятельности УК, жители должны сами пожаловаться на компанию в надзорные органы.
Проблема вторая. Нет денег на ремонт
Директор «БашРТС» Тимофей Дубровский в свою очередь рассказал о проблеме с нехваткой средств для обслуживания теплосетей. Но он отметил, что несмотря ни на что, организация смогла обеспечить абсолютную готовность к отопительному сезону. Всего «БашРТС» подает тепло в 8 крупных городов республики, а общая протяженность теплосетей составляет 1700 километров. Однако больше половины из них сейчас нуждается в ремонте.
— Нормативный срок службы теплосетей — 25 лет. В 2006 году таких было 35% процентов, сейчас — 54%. Это не говорит о том, что они ветхие, они рабочие, но уже превышен срок службы. Тариф с 2006 года рос незначительно и был одним из самых низких в стране. Недостаток финансирования является основной проблемой, и мы понимаем, что даже рост тарифов, который произошел в 2015 году, не позволил существенно нарастить объемы для ремонта сетей. Чтобы поддерживать теплосети в надлежащем состоянии, нужно ежегодно ремонтировать по 7%, а по факту у нас получается всего 3–4% из-за нехватки средств, — пожаловался Дубровский.
Дополнительно он привел в пример цены на трубы, которые закупают для капремонта. Они и прочие расходники дорожают с каждым годом. Однако ежегодная индексация тарифа не приносит в копилку «БашРТС» лишних денег для покупки.
Кроме того, у 84% труб горячего водоснабжения также превышен нормативный срок службы — 10 лет. А их быстрый износ объясняется тем, что по трубам ГВС поступает химически не очищенная вода, и это приводит к быстрому разрушению.
Также директор «БашРТС» отчитался, что большая часть суммы, которую жильцы платят за тепло, направляется на ресурсы, с помощью которых вода греется и поступает в дома.
— 57% от суммы — это расходы на покупку топлива (газа), электроэнергии, воды и других энергоресурсов. 17 процентов идет на ремонт, материалы и услуги производственного характера. Фонд заработной платы у нас занимает 10%. Это ответ на вопрос, почему идет снижение количества ремонтов и замены сетей, — рассказал директор организации.
По приблизительным подсчетам Дубровского, чтобы разом отремонтировать все оставшиеся 1400 километров сетей в зоне «БашРТС», нужно 140 миллиардов рублей. Обеспечить ресурсоснабжающую организацию такими деньгами можно двумя способами: двойным увеличением тарифов или поиском других источников финансирования. Пока вопрос так и не решен.
Проблема три. Общий долг по отоплению более 6 миллиардов рублей
Директор филиала «Теплосбыт» Ирина Попова сообщила, что общий дебиторский долг за отопление по республике составил 6,2 миллиарда рублей. Большую часть этой суммы задолжали управляющие компании, но есть и долги среди потребителей. Попова напомнила жителям республики, что те, у кого нет общедомового прибора учета тепла, будут получать квитанции за отопление в течение 8 месяцев с момента начала отопительного сезона.
— Расчет происходит по общедомовому прибору учета либо по нормативу. Граждане, у которых нет прибора, получают 8 счетов с равной суммой в течение отопительного периода. Он начался с сентября, и значит, жителям начнут приходить платежи за отопление уже сейчас. Что касается управляющих компаний, то жители должны сами проявлять инициативу и интересоваться у них, на что были потрачены деньги, следить, чтобы был установлен прибор домового учета и так далее. Многие говорят: «Ой, много» — про сумму за отопление, то тут хочу сказать, что много не бывает. Бывает только показание приборов, и сколько они показывают, такие счета и выставляются, — сообщила Попова.
Она также помнила о том, что важную роль в сумме начислений играют показания, которые необходимо передавать вовремя — до 10 числа каждого месяца. В случае если человек уехал в отпуск или находится где-то в другом месте, по возвращении домой ему нужно сразу подать показания в ресурсоснабжающую организацию для того, чтобы произвели перерасчет.
Кривой пиджак и система
Член совета по правам человека Владимир Барабаш добавил свою ложку дегтя и сравнил отопительную ситуацию с анекдотом про кривой пиджак.
Полный текст выглядит так:
«Я прихожу к директору, я говорю:
— Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.
Выходят сто человек. Я говорю:
— Ребята, кто сшил костюм?
Они говорят:
— Мы!
Я говорю:
— Кто это «мы»?
Они говорят:
— У нас узкая специализация. Один пришивает карман, другой — проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
— Нет! Пришиты насмерть, не оторвешь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Они говорят:
— Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.
Представляете? Их — сто, а я — один. И все стоят, как пуговицы: насмерть. И я сказал:
— Привет, ребята! Вы хорошо устроились!»
Аркадий Райкин, миниатюра «Кто сшил костюм?» из сборника «Люди и манекены».
Аналогичной юмореске ситуацию с отоплением видит и член СПЧ. Однако Алан Марзаев эту шутку не воспринял.
— Насчет несуразного костюма: если это был выпад в мой адрес, я не принимаю, — прокомментировал Марзаев.
Барабаш поспешил объяснить, что шутка была связана с моментом, когда вместо того, чтобы объяснить горожанам, откуда у них появились огромные суммы за тепло, им просто говорили, что у них не настроены дома. И вместе с тем не объясняли, куда можно обратиться по данной ситуации.
Владимир призвал чиновников начать говорить с потребителями на простом языке и доступно объяснять, куда можно обратиться по тому или иному вопросу, связанному с отоплением.
Он также обозначил проблему бюрократии при получении субсидий.
— Несмотря на то, что специалисты на финансовом и техническом языке объясняют, почему суммы за тепло в домах стали больше, это всё равно не решает проблемы тех жителей, у кого проблемы с деньгами. Чтобы получить компенсацию, граждане вынуждены получить кучу справок, и зачастую из-за бюрократии они не пользуются своим правом. Сделайте так, чтобы человек пришел в одно окошко с заявкой на компенсацию и в этом же окне ее и получил, — рекомендовал член СПЧ.
Владимира Барабаша поддержал советник мэра по ЖКХ Вадим Беляков. Он подтвердил, что проблема коммуникации между поставщиком услуги и потребителем действительно есть.
— Разъяснительная работа в целом по отоплению ведется на очень низком уровне. В администрации это тоже осознают. Будем предпринимать усилия для того, чтобы повысить информативность, донесение информации на простом человеческом языке до потребителей. Это, безусловно, недоработка, в том числе со стороны администрации, которую мы будем исправлять, — сообщил Беляков.
Для того, чтобы решать отопительные проблемы горожан на базе «БашРТС», создали «Тепловую инспекцию». По словам ее директора Вадима Сюндюкова, она будет помогать выстраивать эффективную работу по выявлению тепловых потерь в домах и оказывать помощь в подготовке к отопительному сезону.
По итогу мероприятия стало ясно, что предстоит еще много работы по улучшению работы системы в целом. Однако спикеры надеются, что отопительные проблемы и ситуацию с возмущением из-за высокой стоимости тепла удастся решить к 2025 году.
Напомним, что в сентябре этого года в мэрии Уфы чиновники ответили на самые популярные вопросы о начале отопительного сезона.