Заместитель главреда UFA1.RU Антон Селиверстов рассказывает, как один из корреспондентов редакции столкнулся с неожиданными препятствиями при подготовке материала о вакцинации в уфимском «Конгресс-холле» — там почему-то оказались не рады появлению журналистов и, более того, заподозрили в провокации. Публикуем его мнение об этом случае целиком.
Простое задание
На этой неделе наша Кристина Иванова невольно стала причиной небольшого переполоха в Конгресс-холле. Она пошла туда сделать прививку от ковида, а вдогонку редакция выделила фотографа: репортаж решили накатать, чтобы наш читатель своими глазами посмотрел, как проходит вакцинация.
Вроде бы простое — и благое, как ни крути — дело: сходила, посмотрела на всё своими глазами и вернулась с песнью акына. Однако проблемы возникли, когда администраторы поняли, что пришли журналисты (никто этого и не скрывал особо, ребята показали пресс-карты), и заволновались: «Зачем вы здесь?», «Зачем снимаете?», «Уберите фотоаппарат» — и вот это всё. Своими расспросами они и других начали напрягать, а от этого, как правило, напряжение обычно усиливается. Эскалация, ага.
Отмечу несколько моментов. «Позвонили бы и мы бы вас встретили, халат дали, чтобы вы могли пройти на саму процедуру и поснимать». Неплохой заход, да вот только там, где делают процедуры, сами волонтеры и администраторы то и дело проскакивали без халатов.
И еще два: «Почему не предупредили и не позвонили, что придете?» и «Уберите фотоаппарат, вам же не разрешили снимать». Это напомнило мне председателя колхоза из «Созвездия Козлотура», написанного Фазилем Искандером в шестидесятых годах.
Председатель опять схватил меня за руку и заставил вложить блокнот в карман.
— В чём дело? — спросил я.
— Это так, разговор туда-сюда, об этом писать нельзя, — добавил он с убежденностью человека, который лучше меня знает, о чём можно писать, о чём нельзя.
— А разве это не правда? — удивился я.
— А разве всякую правду можно писать? — удивился он.
Почему не предупредили?
Мы не предупредили, потому такая была задача у журналиста — показать всё как есть, глазами любого другого, самого обычного человека, который пришел вакцинироваться. И, между прочим, Кристина пошла делать прививку не понарошку — не «мама, это чисто для фото». На самом деле пошла вакцинироваться. Вакциной, про которую, несмотря на заверения медиков, чиновников и прочих экспертов, черт те что несут. Да и сам по себе поход к врачу — процесс для многих тревожный. Разборки во время медицинской процедуры не то чтобы помогают эту тревогу унять. Так что сразу же после укола Кристина чуть было не грохнулась в обморок.
У местных работников возникли подозрения, что журналистка намеренно выдала шоу. Однако сама же Кристина там сразу сказала, что всё нормально, хороша ваша вакцина, спасибо, просто переволновалась. Но убедило это не всех, у кого-то остался осадок. И осадок этот там же, в пункте вакцинации, развеялся бы, если бы позже им не посыпали уши чиновников из мэрии, которые, в свою очередь, попросили нас «не устраивать провокаций больше».
Благо пресс-секретарь горадминистрации Талгат Зайнуллин показал себя человеком адекватным, мы быстро во всем разобрались и разошлись, довольные друг другом. Но теперь у меня тоже остался осадок. И я тоже немного посыплю.
Не надо шугаться журналистов
Когда наталкиваешься на необоснованную скрытность, возникают подозрения. Почему визит журналиста вызвал такую реакцию? В вашем пункте что-то не так? Вы свою работу плохо делаете? У вас пол грязный? Халаты не по ГОСТу? Но нет. Судя по репортажу Кристины, всё у вас более чем нормально. Может, она где-то не доглядела? Опять сомнения, видите.
Может быть, испугались, что мы нарушим врачебную тайну или права кого-то из других посетителей. Скажу по секрету: журналисты этого тоже боятся. По законам, которые распространяются на СМИ, мы весьма ограничены в действиях. Шаг вправо, шаг влево — расстрел за попытку побега, прыжок на месте — за попытку улететь (пусть земля будет пухом Владимиру Меньшову). Погуглите: «оштрафовали журналиста». Чтобы не оказаться в этом списке, мы постоянно консультируемся — что можно, что нельзя — с юристами (не с председателем колхоза).
Что касается провокаций: не возникни препятствий на входе, Кристине, которая, еще раз напомню, делала прививку, было бы наверняка легче справиться с волнением и с первой реакцией на вакцину. Не будь жалобы в мэрию после визита журналистов, сейчас говорить было бы не о чем. Действительно: не надо устраивать провокаций.
На самом деле я понимаю: работа в вакцинационном пункте — и у медиков, и у администраторов — непроста. В их поле свои мины имеются, в том числе те же юридические. У всех есть из-за чего понервничать. Но не из-за журналистов же, которые открыто пришли, чтобы просто посмотреть, а потом показать вашу работу. Во всяком случае, если вы ничего плохого не сделали. Вы же ничего плохого не сделали?
P.S. Респект врачу, который, несмотря на возникшее к журналистам недоверие, всё же бережно отнесся к нашей Кристине.
Согласны с автором?