Самокатов на дорогах Уфы становится всё больше, и увеличивается количество аварий с их участием. Власти Башкирии намерены урегулировать ПДД для этого средства передвижения. Журналист UFA1.RU прошелся по «эпицентру зла» с самокатами — на Гостиный двор — и выяснил, что думают представители разных лагерей — самокатчики и пешеходы — по поводу ужесточения правил движения на этот вид транспорта.
Найти первых самокатчиков
Днем на улицу из-за жары выйти было невозможно, и самокаты лежали на асфальте бесхозные. Только дети кружили на них и пара одиночек пролетела рядом с Гостинкой по полупустым улицам — молодая девушка и парень. Я побежала за ними, но так и не догнала. Дальше потянулись минуты затишья. Я уж подумала, что самокаты на улицах Уфы — довольно редкое явление, но увидела двух парней. Они направлялись с разных сторон к стоянке самокатов. Я подошла к ним прежде, чем они успели уехать. Как оказалось, оба парня ездили на самокате почти ежедневно, чтобы добраться до дома. Один из них, Ахмуд, был иностранцем и на мои вопросы отвечал односложно. Но второй, Айбулат, рассказал всё, что меня интересовало: что едет он с работы и не против правил для самокатов.
— Если люди не умеют кататься на улицах, даже на велосипеде, то лучше их не выпускать на дороги общего пользования, — сказал Айбулат. — Я стараюсь соблюдать правила. Но, по идее, если я не в шлеме, я уже нарушаю.
Ближе к пяти часам вечера всё больше людей стали выбираться на улицу. К стоянке самокатов периодически подходили и уходили. Я поймала еще одного молодого человека. Рамазан рассказал, что довольно часто берет самокаты в прокат — 3–4 раза в неделю, добирается на них из точки А в точку Б. Молодой человек также похвалил доступные тарифы на этот транспорт и добавил, что регулировать движение самокатчиков, конечно, нужно.
Случайные прохожие
Затем я решила порасспрашивать представителей противоположного лагеря. Я по очереди остановила трех прохожих и задала им несколько вопросов. Все они согласились, что правила для самокатчиков необходимы. Двое из троих пешеходов относились положительно к ним на улицах Уфы. Дилара сказала, что ее всегда благополучно объезжают. Но у другого пешехода было неоднозначное мнение.
— Я и за, и против. Люди пользуются самокатами небрежно, — сказал Юнир. — Не нужно полностью убирать их, но надо какие-то правила для регулировки их движения, полосы отдельные сделать. Сам видел происшествие с самокатчиком. Недавно девушка на набережной неудачно упала. Перепутала педаль и ударилась в перила.
Его ответ несколько разочаровал: я-то надеялась услышать, что все самокаты надо запретить, а люди в целом оценивали их позитивно. Тогда я решила поспрашивать у горожан постарше, может, их больше раздражает носящаяся по дорогам молодежь. Я оставила пожилого мужчину и спросила, как он относится к самокатчикам.
— Равнодушно. Они не мешают. Вроде ездят более или менее по правилам. Удобно, наверное. Но можно для них дорожки специальные выделить, — ответил он.
Что говорит молодежь на самокатах
Тут я увидела, как двое парней наворачивают круги по Гостиному двору. Думала — опять уедут, уже не догоню, но они остановились, и я сразу к ним подбежала. Парни рассказали, что катаются на самокатах раз-два в неделю для развлечения или чтобы добираться куда-то быстро. Ездят они «адекватно», а новые правила не нужны — скорость на самокатах и так ограничена, а наезды происходят, когда люди идут по велодорожкам. Парни в шутку спросили меня, не попадут ли они после этого опроса в полицию. Я обещала, что нет, и вдогонку спросила, не собираются ли они покупать самокат для себя.
— Нет. Надеюсь, больше вопросов не будет? — усмехнулся один, и они укатили.
Свидетели аварий
Среди пешеходов мне встретился и сотрудник НТВ, как он представился, Айрат из Москвы. Мужчина рассказал историю своего товарища.
— Друг разбился на самокате: ключицу сломал, обе ноги и три ребра. Машина стояла на перекрестке. Из нее резко вышла девушка и толкнула его, когда он ехал. Друг упал. Скорость нормальная была. Вообще самокаты опаснее, чем велосипеды. Велосипед — достаточно массивная штука. А на самокате любая ямочка, кочечка — и ты полетел вперед.
Но сам Айрат был не против самокатов, главное — чтобы правила ввели, дорожки сделали, по которым бы пешеходы не ходили, а молодежь надевала шлемы, нарукавники и наколенники.
Дальше я поймала двух женщин. Лидия была полностью за самокаты, хотела даже себе и своей 84-летней маме купить этот транспорт, а Рузиля — и не за, и не против.
— Вроде удобно, но нужны правила дорожного движения. Были происшествия с ними. Например, велосипед и самокат в машину врезались. Девочка тогда пострадала, — сказала она.
Затем я подошла еще к одной женщине. Ольга торопилась и не была намерена много говорить, но всё же эмоционально рассказала, почему не особо любит самокаты.
— Мою подругу на нем сбили. Сотрясение мозга. Они с такой скоростью гоняют, что вообще уже как будто по проезжей части идем, — сказала Ольга и убежала.
А после я познакомилась с двумя довольно спокойными мужчинами на самокатах.
— Правила соблюдаем. Меня дома жена и двое детей ждут. Семья первостепенна для меня, — сказал Денис.
Скрытые самокатчики
Встретила я среди прохожих и тех, кто тоже когда-то катался на электросамокатах.
— Пробовала, но не в Уфе, — сказала Гульназ. — Это быстро, мобильно. Только правила для регуляции их нужны. Самокатчики — такие же участники дорожного движения.
Среди влюбленных я тоже нашла представителя «скрытого» лагеря. Парень рассказал, что брал самокат для прогулок. Он поделился со мной своим мнением о том, как обстоят дела на дорогах Уфы.
— Люди разные, и не надо всех под одну гребенку, — сказал Пётр. — Есть те, кто ответственно относится, а есть те, кто нет. Правила для самокатчиков — такие, как для велосипедистов. Они, естественно, нужны, без них будет хаос.
Узнала я историю и своего коллеги Роберта, когда позже вернулась в редакцию. Он ежедневно использует собственный самокат для передвижения и прогулок. Купил он этот транспорт после того, как в прошлом году пару недель брал самокат в прокате.
— Особенно летом актуально, когда нужно куда-то ехать в неудачное время: общественный транспорт уже не ходит, а такси слишком дорого. Самокаты намного дешевле, приятнее и комфортнее, — сказал Роберт.
Но отметил он и проблемы: дорожки есть не во всех частях города, на электросамокатах ездят маленькие дети и пьяные горожане, парочки берут в прокат этот транспорт один на двоих, что уже в пределах допустимого веса и от чего управление страдает. Регулировки правил для этого вида передвижения нужны, считает Роберт.
Еще больше недовольных
Встретила я на Гостином дворе и Сергея из Екатеринбурга. Он пожаловался мне на ситуацию в своем городе, где самокатчики под колеса бросаются, но в Уфе он такого не замечал.
Позже я увидела недовольную женщину, подошла к ней и не прогадала — ее только что чуть не сбил самокат.
— Молодежь совершенно не смотрит, куда едет! — воскликнула она и убежала.
Недовольных я встретила и среди своих знакомых, когда позже спрашивала их при личной встрече.
— Я за самокаты как изобретение и против как явления. Люди, которые на них едят, безответственные, потому что это не их транспорт, — сказал Александр и добавил, что нужно запретить кататься людям до 21 года. — Я бы ввел экзамен для них — не как права на мопед категории «М», а чисто для электросамоката — знать правила ПДД для пешехода, велосипедиста и отдельные пункты для электросамоката.
Еще одна моя знакомая, Илона, негативно отзывалась об этом «небезопасном виде транспорта».
— Пока нет представления, как лучше кататься на нем. Люди берут в прокат самокаты и ездят на них как попало. Например, на набережной, где есть несколько полос для разных целей, самокатчики могут ехать не по своим дорогам. Видела, как один влетел в ребенка — не успел притормозить. Кровило. Малыш плакал. И еще они едут прямо на тебя, когда идешь.
Илона предложила приравнять самокаты к транспорту, раз они передвигаются по проезжей части, и привлекать самокатчиков к ответственности, чтобы они не чувствовали безнаказанность.
Что в итоге
День клонился к вечеру, и я поехала домой. Естественно, уже повсюду я замечала самокатчиков. Я зашла в магазин, чтобы купить обувь, и поняла — они и здесь. По магазину ездило несколько детей. С одной девочкой я даже столкнулась.
Всего я за день опросила 11 самокатчиков и 13 пешеходов. Все пешеходы заявляли о необходимости внесения правил для регулирования движения на самокатах. Половина пешеходов была за этот транспорт, четверть отзывалась о нем неоднозначно — сам вид развлечения их устраивает, но то, что люди не соблюдают правила, нет. Также были один ответ против самокатов и один «не знаю». Все самокатчики признали необходимость ПДД, но чуть меньше половины из них заявили, что нужные правила уже существуют. Пятая часть всех опрошенных говорила мне о том, что следует для самокатов сделать полосы.
А как вы думаете, нужны правила дорожного движения для самокатчиков?