Как только подует северный ветер, уфимцы жалуются на неприятный запах химикатов. Больше всего достается жителям микрорайона Черниковка. Оно и неудивительно, поскольку именно там находится промзона: как действующие предприятия, так и заброшенные и давно забытые. UFA1.RU побывал на умершем заводе «Химпром», где в 1990 году произошла крупная техногенная катастрофа. Тогда фенол попал в реку Шугуровку, затем в Уфимку, а оттуда — в водозабор городского водопровода. Загрязнение воды в районе Южного водозабора превышало ПДК более чем в 100 раз. Отравились более 600 тысяч человек, по некоторым данным, погибли взрослые и дети.
Уже 31 год башкирские власти не могут ликвидировать последствия аварии: 143 гектара земли продолжают отравлять воздух над Уфой, а чтобы вывезти с территории завода зараженную землю, требуются десятки миллиардов рублей. О том, как сейчас выглядит когда-то важнейшее советское предприятие и как рабочие не допускают повторного отравления горожан, читайте сегодня, 20 мая, в нашем материале.
Сейчас некогда успешный завод «УфаХимпром» выглядит как после бомбежки: повсюду руины, повсюду валяются обломки кирпичей.
Местные власти говорят, что не вся эта земля принадлежит городу, республике и РЖД, есть здесь и частная собственность. В приоритете у чиновников сейчас стоит цель: вся земля площадью 143 гектара должна принадлежать одному собственнику перед тем, как на территории начнутся проектно-изыскательные работы. А произойдет это уже 1 июня. В Уфу съедутся три лаборатории, включая Росприроднадзор.
В 2008 году на забытом «Химпроме» уже проводились исследования, которые показали, что нужно сделать выемку грунта глубиной 7 метров для полной очистки территории от вредных веществ. Однако они не прошли экологическую проверку. Замначальника управления обеспечения жизнедеятельности Уфы Азат Басыров заверил, что после полного восстановления пока еще ядовитой почвы там будет чистое поле. На это уйдет, по предварительным подсчетам, 4,5 года: полтора — на обследование земли, еще три — на санацию. Деньги потратят тоже немалые, но из кармана федералов — 25 миллиардов рублей.
— Сегодня есть договоренность с федеральным экологическим оператором — это структура «Росатома», которая по указу президента может выступать единственным исполнителем по рекультивации таких объектов. Мы уже подготовили перечень документов. В России, кроме них, не выполнит ни одна организация. Это будут полностью федеральные деньги. Аналогичные объекты есть в Иркутской области. Если взять их в пример, работы обойдутся в 100 миллионов рублей, — заявил чиновник.
Завод последние 30 лет медленно исчезал — здесь орудовали «черные копатели»: они разбирали строения, что-то забирали себе, что-то продавали. Жили и бомжи: их ночлег уже явно обветшал с годами, но след свой оставил. А фотографии с территории «Химпрома» выглядят как с зоны боевых действий.
О заводе «Химпром» местные власти долго не вспоминали, однако в марте этого года экс-мэр Уфы Ирек Ялалов и нынешний градоначальник Сергей Греков встретились, чтобы обсудить судьбу погибшего предприятия. Они решили, что землю под шламонакопителями всё же нужно поставить на государственный кадастровый учет.
Эколог из Уфы Александр Веселов еще в марте после внезапной встречи двух чиновников высказался насчет проблемы хранилища с отходами.
— На сегодняшний день там находятся более 412 кубов отходов первого класса опасности. Но официально это четвертый класс опасности: отчетность лет 15 назад была сфальсифицирована, чтобы не платить за негативное воздействие на окружающую среду. На самом деле во всём мире диоксиносодержащие отходы относятся к чрезвычайно опасным веществам. Но речь идет не только о шламонакопителях, а о санации всей территории «Химпрома», — рассказал Александр Веселов.
Башкирия занимает восьмое место среди всех регионов России по количеству выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ. Больше всего этих веществ выбрасывают в Краснодарском крае, Кемеровской области и ХМАО. Как рассказал еще 26 апреля министр природопользования и экологии республики Урал Искандаров, в республике хуже всего дела обстоят в Уфе, Стерлитамаке и Салавате, так как это крупные промышленные города.
Чиновник объяснил, что Владимир Путин в своем послании дал поручение всем регионам перейти на систему квотирования выбросов загрязняющих веществ. Для этого перехода Башкирия должна организовать сводные расчеты выбросов для каждого города, параллельно чиновникам нужно развивать современную систему мониторинга воздуха. В республике строят автоматизированные станции контроля загрязнения атмосферы. Но тех, что есть, недостаточно: нужно хотя бы еще 11 таких станций.
Тогда, в 90-х годах, когда произошел разлив фенола, самый основной шламонакопитель из восьми переполнился и вода перелилась через дорогу, откуда попала в реку Шугуровку. Как рассказал директор «СпецЦентра Защита» Закир Гилязов, чье предприятие занимается очисткой воды на территории завода, все восемь шламонакопителей функционируют в полном объеме. Это именно те так называемые пруды, в которых хранится отравленная вода. В весенний период ее становится еще больше, и за помощью приходится обращаться к соседям — ПАО «Башнефть».
— Наше предприятие может принять 60 тысяч кубов воды без перекачки на «Башнефть». В 2020 году объем перекачанной воды составил 137 тысяч кубов. А сюда в паводковый период пришло порядка 70 тысяч кубов, 30 — ушло на «Башнефть». Год был тяжелее, потому что пошло резкое таяние снега. Конечно, у «Башнефти» же свои очистные сооружения, рассчитанные на свои предприятия. Но нам пришлось всё это принять и отправить к ним, — рассказал о технических аспектах деятельности Закир Гилязов.
Директор муниципального предприятия отметил, что под всеми шламонакопителями есть защита: под илом на дне установлено специальное зеркало, чтобы не произошла утечка в почву.
Хранилища вовсе не выглядят зловеще — это обычные пруды небольшого размера, содержимое в них местами прозрачное. В них даже плавают утки, не подозревая, что отравляются.
Во время визита в Башкирию глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что экологический ущерб от деятельности предприятий республики за 2020 год составил 700 миллионов рублей. Тогда местные власти пообещали обеспечить жителей региона чистым воздухом, водой и устранить все недочеты.