Избавиться от железных гаражей уфимские власти обещали еще с осени 2015 года, когда в одной из подобных коробок нашли убитой 11-летнюю школьницу Виолетту Токарчук.
— Расчистка территорий от различных незаконно возведенных сооружений и установленных объектов — плановая работа муниципалитета. Однако из-за жалоб и противодействия некоторых горожан мы не могли проводить эту работу в необходимых объемах, — говорил тогдашний сити-менеджер, а ныне сенатор Ирек Ялалов.
Прошло более пяти лет, но гаражи так и не исчезли с лица Уфы. Возмутился этим явлением и Олег Байдин, который до 25 марта занимал пост главного архитектора Уфы, но затем ушел в отставку. Своим мнением он поделился на своей странице в соцсети. Публикуем пост полностью.
Гаражи vs горожане
Встречался с московскими коллегами, обсуждали, как обеспечить горожан парковочными местами. В Москве, например, парковочные комплексы начали выносить на периферию — я считаю, что сам подход правильный, при этом паркинги не должны быть слишком далеко от домов горожан.
На протяжении последних тридцати лет в Уфе последовательно «зажимали» общественный транспорт. Эта практика привела к тому, что сегодня для гарантированного перемещения по городу уфимцев вынудили переориентироваться на личный автомобиль. Однако это не было последовательной политикой, вопрос не решался комплексно, задача размещения и строительства современных парковочных комплексов не была поставлена и, соответственно, не была решена.
Как следствие, архаичные гаражные поля разной степени капитальности продолжали разрастаться, поглощая любые свободные участки, вызывая деградацию городской ткани, маргинализируя и криминализируя ее. И сегодня одним из наиболее горячих вопросов жизни в Уфе является хранение автомобиля.
Гаражная амнистия, которая вскоре начнется в России, может осложнить и без того непростую работу по улучшению городской среды. Владельцы гаражей, безусловно, оформят право собственности. А что же мы как жители получим в итоге?
В этой связи я бы напомнил еще об одной проблеме, генерируемой гаражами. Обычно эти территории совершенно лишены элементарного инженерного обеспечения: там нет ни ливневой, ни бытовой канализации, зачастую нет проездов с твердым покрытием, и все стоки, классифицируемые как производственные, беспрепятственно стекают на прилегающую территорию.
С годами плотность городской застройки увеличивается, остро стоит вопрос размещения школ, детских садов, поликлиник, свободных участков практически нет. Очевидным решением является снос гаражных массивов со строительством многоуровневых парковок и высвобождением территорий для нужд горожан. Однако на практике снести кооператив очень сложно (а после амнистии станет практически невозможно).
Живой пример: «Умные дома» на улице Бакалинской рядом с гаражными боксами. Собственники гаражей, конечно же, были против сноса, убедить «отцов города» заняться этим непростым вопросом также не удалось. В результате основной въезд в жилой комплекс построен с отклонениями от нормативов: он слишком крутой, а это уже вопрос доступа, в том числе пожарных и машин скорой помощи. Плюс эстетика такого соседства, безопасность жителей (например, когда они вечером идут домой через гаражи) и экология.
Для сведения: площадь земельного отвода под гараж около 25 кв. м, что по нормативам соответствует детской площадке в расчете на 25 жителей или площадке отдыха в расчете на 250 жителей (не единовременных посетителей, конечно). А гараж используется одним человеком, нередко всего лишь как склад.
Если мы хотим жить в комфортном городе, необходимо срочно принимать муниципальную гаражную программу. Мы все в этом заинтересованы. Ну и, безусловно, — общественный транспорт!
Согласны с автором?