Институт генплана Москвы запустил «каталог идей» по генплану Уфы — онлайн-проект, куда любой желающий может прислать свои предложения о том, как сделать столицу Башкирии лучше. На данный момент от граждан поступило уже 207 обращений. Участники проекта предлагают самые разные идеи: от строительства музеев до ремонта проблемных участков дороги.
UFA1.RU изучил обращения в каталоге и выбрал самые интересные. А что думаете о них вы?
Парк рядом с заводом УМПО
Самый залайканный проект на данный момент — о создании зоны отдыха в лесу возле новой улицы Валерия Лесунова. Автор идеи предложил организовать здесь «тропу здоровья» для пешеходов, велодорожку, роллердром, создать на входе зону занятия спортом и детские площадки.
— Тропа здоровья, как и велодорожка, будет выходить к набережной реки Уфимка, где расположится прекрасная зона отдыха для горожан с качелями, гамаками и скамейками, — считает автор. — Здесь можно будет насладиться местными пейзажами. Также на берегу реки идеально впишется пляж.
По задумке новый парк позволит также разгрузить трафик за счет того, что жителям не придется ехать в центр, чтобы отдохнуть в оборудованном общественном пространстве.
А вам нравится эта идея?
Путепровод в Нагаево
Другой проект — строительство путепровода в Нагаево. Автор идеи признался, что расположенный вблизи населенного пункта железнодорожный переезд — «большая головная боль» для местных жителей.
— Строительство путепровода позволит снизить количество смертельных случаев на Нагаевском железнодорожном переезде, создать Южный обход Уфы, обеспечить оперативное реагирование аварийных служб на чрезвычайные ситуации в Зинино, Нагаево, Акбердино, Блохино, — считает он. — Увеличится пропускная способность Нагаевского шоссе, возрастет привлекательность района для малоэтажного строительства.
Автор идеи обратил внимание на то, что в сутки по ж/д переезду проходит по 100 и более поездов, а пересекает его более 7000 автомобилей.
Путепровод нужен?
Лестница с обзорной площадкой в микрорайоне Южный
Один из жителей Уфы предложил организовать пешеходную лестницу со смотровой площадкой, которая соединила бы новый микрорайон Кузнецовского затона с «городом», где находится вся социальная инфраструктура. Создание такой общественной зоны могло бы открыть новые пешие и велосипедные маршруты для отдыхающих.
— Эта лестница даст жителям, живущим в Южном микрорайоне, возможность пешком дойти до новой Набережной реки Белой, — пояснил автор. — Дополнительным преимуществом от строительства лестницы является возможность создать пешеходный и велосипедный маршрут «Памятник С. Юлаеву — улица Трактовая — ж/д мост — Набережная реки Белой — парковка гипермаркета "Лента" — сквер "Каменная река" — микрорайон Южный — микрорайон Колгуевский — парк Президент-отеля — лесная зона Восточного склона основания города — Сипайлово».
А что думаете об этом проекте?
Огромный парк за парком Гафури
Сразу несколько человек предложили использовать огромную лесную зону в районе ж/д путей в Октябрьском районе в качестве рекреационной. Территорию все они обозначили разную, однако ясно одно — люди хотят видеть здесь большой парк.
— С пешими и велодорожками, освещением, скамейками это был бы прекрасный парк для отдыха всех жителей, — считает один из авторов идеи. — Площадь была бы третьей в РФ, и вошел бы парк в топ-200 мира, ориентировочная площадь 3,41 квадратных километра, как Центральный парк Нью-Йорка.
Все предлагающие создать на этой территории парк отметили, что здесь нет никакой инфраструктуры и люди тут почти не бывают, при этом для застройки эта территория не подходит.
— Было бы здорово убрать этот участок из функциональной зоны, многоэтажные жилые дома — в рекреационную зону, так как к участку в центре леса дорога будет через лес, его придется вырубать, — отметил один из них. — Кроме того, там рядом цифровой ретранслятор, установлена ЗОУИТ — нельзя выше 20 метров строить здания. Таким образом, нецелесообразно это место делать зоной многоэтажной многоквартирной застройки, лучше рекреационной оставить.
Согласны с этими предложениями?
Музей Шаляпина на улице Гоголя
Не парками едиными — один из пользователей «каталога идей» предложил открыть в Уфе музей Шаляпина. Учреждение, по его задумке, должно появиться в доме, где жил прославленный певец, — на улице Гоголя, 1.
— Был бы полноценный туристический маршрут, связывающий Дом Довлатова, музей Нестерова, музей Мажита Гафури, музей Шаляпина и Набережную, — добавил автор идеи.
Нужен Уфе такой музей?
Трамвай на проспекте Октября
Другой интересной идеей стало возвращение трамвая на проспект Октября. Помимо этой магистрали, горожане также предлагают вывести электротранспорт и на улицу Ленина.
— Тем самым мы повысим провозную способность проспекта, избавим от пробок и свяжем два системы уфимского трамвая, — пишет один из авторов идеи.
Стоит ли вернуть трамваи на проспект?
Подвесной трамвай в Уфе
Вернули обычный трамвай? Настало время создать и подвесной. И такому экзотическому предложению нашлось место в «каталоге идей». Автор этого предложения опирается на опыт других стран, которые уже ввели такой транспорт.
— В связи с тем, что в Уфе невозможно построить метро, а наземный трамвай и троллейбус максимально сокращают, есть острая необходимость в альтернативном общественном транспорте, — считает он. — В Японии и Германии есть подвесное метро, то есть оно не ездит по рельсам, а «висит» на рельсе высоко над землей (дороги, парки, скверы, пешеходные дорожки).
В качестве преимуществ данного вида транспорта автор идеи называет то, что подвесной трамвай не занимает много места и не мешает другим участникам движения, не попадает в аварии, а также может двигаться как в гору, так и с нее.
— Линии данного трамвая можно провести прямо через дворы домов, так как необходимо минимальное количество места, — объяснил он. — При этом шум минимальный, транспорт не подвержен воздействию снега и дождя, так как находится «под рельсами», остановочные пункты возможно делать прямо в зданиях.
А что вы думаете об этом предложении?
Мост вдоль железной дороги в Дёму
Вернемся к более приземленным идеям (хотя это как посмотреть). Уфимец предложил проложить мост, соединяющий Дёму и центр города. Он предлагает построить его рядом с уже существующим железнодорожным.
— Для удобства необходимо построить автомобильный мост, — считает он. — Это значительно разгрузит Дёмское шоссе.
Нужен ли такой мост Уфе?
Гоночная трасса возле «Меги»
Среди пользователей «каталога идей» нашлись и любители экстрима, по крайней мере, там есть и предложение построить гоночный трек. В качестве подходящего места автор идеи выбрал пустырь в районе «Меги».
— Городу остро необходим гоночный трек, — считает он. — В Уфе достаточно автолюбителей, готовых платить за возможность легально погонять.
Данный клочок земли автор назвал наиболее удобным — благо он расположен в пригороде, рядом с основными выездами из города.
Стоит ли позаботиться о гонщиках?
Переезд Дома правительства
А вот это предложение явно сделал любитель многоходовочек, ведь за счет переноса главного административного здания республики он надеется решить глобальные проблемы в планировке Уфы.
— Наш город третий по протяженности и пятый по площади в России, он находится в междуречье рек Агидель и Караидель. Исторический центр перегружен обилием административных учреждений — каких только управлений и администраций здесь нет, плюс множество бизнес-центров и высших учебных заведений, — пояснил он. — Квинтэссенцией этой концентрации власти и руководства является Дом правительства. С утра город едет в его сторону — на юг. Вечером обратно — на север. Уфа тонет в пробках, теряет драгоценное время, ухудшается экология.
Автор идеи считает, что Уфа — «до невозможности линейный город, зажатый между двух рек», а все мосты и дороги строятся, как правило, в одном направлении и «фактически дублируют друг друга».
— Самым доступным, быстрым и экономически выгодным решением является перенос многих административных зданий в географический центр города. Это даст мощный импульс к развитию города и республики в целом, — считает автор проекта. — Исторический центр сможет спокойно вздохнуть и заняться сохранением своих памятников, возможно появление сразу нескольких пешеходных улиц, которых до сих пор нет. Да и слугам народа пойдет только на пользу, если они станут ближе к населению, когда сами изнутри увидят ситуацию в целом и смогут проявить свои лучшие профессиональные качества.
Пора ли чиновникам переезжать?
Сохранить исторические архитектурные ансамбли
Сразу несколько пользователей обратили внимание на проблему сохранения архитектурного наследия башкирской столицы. В частности, авторы призвали обратить внимание на внешний вид таких районов, как Черниковка и Нижегородка.
— Нужно сохранить исторический ансамбль Нижегородской слободы, — считает один из них. — Улица Трактовая — единственная сохранившая булыжную мостовую, Крестовоздвиженский храм, здание медресе Галия, улица Ущелье и Леваневского, мусульманское кладбище, водонапорная башня и другие объекты — важные исторические элементы, которые должны быть сохранены и возвращены в ткань города.
Другой пользователь призвал сохранить «целостный ансамбль сталинского ампира Черниковки», в том числе дворы и фонтаны в них. Ну и конечно, запретить точечную застройку в центре района.
Сохраним исторический облик города?
Тем временем власти планируют сильно «освежить» Уфу к её 450-летию в 2024 году — планируют отреставрировать Госцирк, Театр кукол, Русдрам, привести в порядок целое множество дорог и построить девять канатных дорог. Указ о праздновании юбилея столицы Башкирии подписал сам президент России Владимир Путин.